Архивы

Косвенная речь в английском языке (Reported Speech).

Что такое «косвенная речь» (Reported Speech)

 

Косвенная речь – это способ передачи чужой речи через преобразование прямой речи посредством дополнительных придаточных предложений.

Структура предложений в косвенной речи в английском языке зависит от того, является ли передаваемое сообщение утверждением, вопросом или побуждением к действию:

Повествовательное предложение (утверждение):

I said,” I am unhappy.”     ——   I said (that) I was unhappy.

Вопросительное предложение:

Palmer asked me, “Who are you?” —— Palmer asked me who I was.

Побудительное предложение:

The tutor ordered, “Leave at once, Sam.” —— The tutor ordered Sam to leave at once.

Повествовательные предложения в косвенной речи

 

Они состоят из вводящего предложения (reporting clause) и придаточного дополнительного предложения, вводимого союзом «that», который может опускаться:

Eva says (that) she can write poems. —  Ева говорит, что умеет писать стихи.

Kamir told me that he could write poems. – Камир сказал мне, что он умеет писать стихи.

Если глагол вводящего предложения в Past Simple, то придаточное дополнительное предложение строится в соответствии с правилом согласования времен:

He said, “I am writing a report.” —- He said he was writing a report.  (Он сказал, что пишет отчет.)

Вопросительные предложения в косвенной речи

 

Вопросительные предложения в косвенной речи в английском языке состоят из вводящего предложения (reporting clause) и придаточного дополнительного предложения, которое вводится:

  • союзами «if» или «whether», для общего и альтернативного вопросов:

Ian asked me, «Have you talked to my father-in-law? » — Ian asked me if I had talked to his  father-in-law. (Ян спросил меня, разговаривал ли я с его тестем.) 

  • при помощи вопросительных слов (what, when, where, who и т.д.):

Peter asked the child minder, «When did you feed George?” — Peter asked the child minder when she had fed George. (Питер спросил няню, когда она кормила Джорджа.)

Побудительные предложения в косвенной речи

 

Просьбы, приказания и команды вводятся при помощи следующих глаголов: to ask, to beg, to tell, to order, to compel (заставлять), за которыми следует существительное или местоимение, обозначающее лицо, к которому обращена команда или просьба, и инфинитив.

Dina said to me, «Close the larder door.” – Dina asked me to close the larder door. (Дина попросила меня закрыть дверь в кладовку.)

Father said to Atif, “Don’t bang the door!” —  Father told Atif not to bang the door. (Отец запретил Атифу хлопать дверью.”

Косвенная речь и согласование времен

 

При трансформации предложений из прямой речи в косвенную, если глаголы ее вводящую стоят во временах группы Past, необходимо соблюдать правила согласования времен (Sequence of Tenses). Это означает, что глагол-сказуемое в придаточном предложении меняет временную форму:

 -1

Например,

Henry said,”We are not very happy about the job.” — Henry said they were not very happy about    the job.   (Present Simple – Past Simple) — Генри сказал, что они не очень довольны работой.

They said, “We are going to the grad party.”- They said they were going to the grad party. (Present Continuous – Past Continuous) —  Они сказали, что идут на выпускной вечер.

Leo said,”I have been clearing the snow since noon.” – Leo said he had been clearing the snow since noon. (Present Perfect Continuous – Past Perfect Continuous) – Лео сказал, что он убирает снег с полудня.

Тем не менее, правило согласования времен не соблюдается, в том случае, если транслируется информация, считающаяся актуальной в настоящее время, или представляет собой факт, признаваемый многими:

He told me his fellow student works for a Japanese company. – Он сказал мне, что его однокурсник работает в японской компании.

Sociologists stated that 250 thousand people are unemployed. —  Социологи отметили, что 250 тысяч человек не имеют работы.

Местоимения и наречия в косвенной речи

 

Изменения касаются личных (I, we, you) и указательных местоимений (this, these), а также наречий, потому что то, о чем сообщается в косвенной речи, является отсроченным во времени и происходит в другом месте:

-2

Например,

Tom said, “I don’t want to annoy people.” – Tom said he didn’t want to annoy people. (Том сказал, что не хочет раздражать людей.)  Местоимение «I» заменяется местоимением «he».

Alex said,”I’ll meet them here tomorrow.” – Alex said he would meet them there the next day. (Алекс сказал, что встретит их там завтра.)

Для обобщения материала данной публикации посмотрите следующее видео:

 

 

 

 

Тест по теме: «Косвенная речь в английском языке»

Из вариантов ответов выберите предложение, верно преобразующее пример в косвенную речь.

Отрицательные предложения в английском языке (NEGATIVE SENTENCES)

Что такое «отрицательные предложения».

 

Отрицательные предложения (negative sentences) — это предложения, цель которых сообщить, что какой-то факт является противоречащим истине.

Например,

The water is not cold. – Вода не холодная.

     Типы отрицательных предложений.

 

Различают несколько типов отрицательных предложений:

1) Отрицательные высказывания (negative statements)

2) Отрицательные вопросы (negative questions)

3) Отрицательные побудительные предложения (negative imperatives)

Отрицательные высказывания образуются при помощи отрицательной частицы «not» (n’t), которая добавляется после вспомогательного глагола (do not/ don’t), глагола-связки «be» (is not/ isn’t, are not/ aren’t), а также после модальных глаголов (must not/ mustn’t). Следует запомнить, что отрицательная форма глагола «will»- «won’t», а отрицательная форма глагола «can» — «cannot» или «can’t».

Примеры отрицательных высказываний:

Agnia isnt coming round. She is not in town. – Агния не зайдет. Ее нет в городе.

Adrian might not be telling a lie. – Возможно, Адриан не лжет.

Her children don’t attend school on Saturdays.  – Ее дети не посещают школу по субботам.

When the Brosters arrived we hadnt decided whether to stay indoors or take a stroll. – Когда Бростеры пришли, мы еще не решили, оставаться ли нам дома или прогуляться.

You cannot be hungry again. You only had lunch an hour ago. – Не может быть, чтобы ты хотел есть. Ты обедал всего час назад.

Отрицательные вопросы, выражающие удивление, уточнение, сомнение, образуются при помощи отрицательной части «not» (n’t), которая добавляется к вспомогательному глаголу (don’t, doesn’t, didn’t, won’t, etc.). В случае использования модальных глаголов и глагола-связки «be», отрицательная частица добавляется к ним.

Примеры отрицательных вопросов:

Why didnt you ring us up? – Почему ты нам не позвонил?

What doesnt he understand?  — Что он не понимает?

Wont we be able to come? – Разве мы не сможем прийти?

Isnt she your cousin? – Разве она не твоя двоюродная сестра?

Отрицательные повелительные предложения, выражающие запрет, приказ, совет, образуются при помощи глагола «do», частицы «not» и инфинитива смыслового глагола:

Do not open the door to the room. —  Не открывай дверь в комнату.

Don’t take the umbrella. It’s warm and sunny today. —  Не бери зонт. Сегодня тепло и солнечно.

     Другие способы выражения отрицания.

 

Для опровержения какой-либо информации в предложении могут использоваться отрицательные слова, фразы. Помимо частицы «not», отрицательные предложения могут включать следующие слова: местоимение «no», наречие «never», местоимения «none», «nobody», «nothing», «neither», союзы «neither…nor» и т.д.

Nobody has called me today. – Никто не позвонил мне сегодня.

We have never been to Lisbon. – Мы никогда не были в Лиссабоне.

None of my co-workers live in the suburb. – Никто из моих сослуживцев не живет в пригороде.

Neither Abraham nor Nelly know this dialect. – Ни Абрам, ни Нелли не знают этот диалект.

Также, для выражения отрицания в предложениях нередко используется аффиксация (прибавление приставок и суффиксов). Наиболее часто встречаются следующие приставки и суффиксы: de-/ dis-/ il-/ im-/ in-/ ir-/mis-/non-/un-/- less/:

What you are saying now is very impolite. —  То, что ты сейчас говоришь, очень невежливо.

They are non-toxic elements. – Это не токсичные элементы.

There was some misunderstanding between my relatives. – Между моими родственниками возникло непонимание.

There are a lot of homeless people in this region. – В этом регионе много бездомных людей.

I admire your endless patience. – Я восхищаюсь вашим бесконечным терпением.

Для систематизации теоретического материала по теме посмотрите следующие видео уроки:

 

 

 

 

Тест по теме: «Отрицательные предложения в английском языке»

Из предложенных вариантов выберите верный ответ.

Вопросы к подлежащему в английском языке (Questions to the Subject)

Вопросы к подлежащему в английском языке выносятся в отдельный тип, несмотря на наличие вопросительных слов «what» или «who». C одной стороны, это самый простой вид вопросительного предложения: его очень легко построить. С другой стороны, изучающие английский язык часто именно в нем делают ошибки, так как применяют к нему правила специального вопроса.

 

Что такое «вопрос к подлежащему» в английском языке?

 

Вопрос задается исключительно к подлежащему. Самые распространенные вопросительные слова в таком предложении:

What – что

Who – кто

Whose – чей

Which – который

Who wrote this poem? — Кто написал это стихотворение?

Также иногда может использоваться «how many» для постановки вопроса к определению подлежащего:

How many girls took part in the play? — Сколько девочек участвовали в пьесе?

Ответ на вопрос к подлежащему, как правило, конкретный и краткий. Ответ состоит из подлежащего (существительное или местоимение) и вспомогательного или модального глагола:

 “Who can play the guitar?”

 “John can.”

 — Кто умеет играть на гитаре?

 — Джон.

Правила построения вопроса

 

Постановка вопроса к подлежащему в английском языке достаточно проста: не нужны дополнительные вспомогательные глаголы или изменение порядка слов . Подлежащее заменяется на вопросительное слово, а остальная часть предложения остается без изменения:

 Mother has just come home.

 Who has just come home? — Кто только что пришел домой?

Составное сказуемое со вспомогательным глаголом полностью сохраняет свою форму, например, во временах Present Continuous или Past Perfect. Модальный глагол тоже сохранятся.

Mary is reading this book.

Who is reading this book? — Кто читает эту книгу?

Если вспомогательного глагола нет, его не нужно подбирать, как в специальном вопросе. Сравните:

Jane likes to argue with Ann.

Who does Jane like to argue with? — C кем нравится спорить Джейн? (это специальный вопрос к дополнению, поэтому вспомогательный глагол «does» выносится перед подлежащим)

Who likes to argue with Ann? — Кому нравится спорить с Энн? (вопрос к подлежащему, вспомогательный глагол не требуется)

После «who» и «what» в вопросах к подлежащему сказуемое в Present Simple имеет форму третьего лица единственного числа. Даже в том случае, когда ответ подразумевает людей или предметы во множественном числе, в вопросе используется единственное число.

 “Who is helping you with work?”

 “ Susan and Ann are.”

 — Кто помогает тебе с работой?

 — Сьюзен и Энн.

 

 

 

Тест по теме: «Вопросы к подлежащему в английском языке»

Из предложенных вариантов выберите верный ответ.

Разделительные вопросы в английском языке

 

Разделительные вопросы в английском языке часто называют «вопросами с хвостиком» или tag-questions. Они состоят из двух основных частей: первая — повествовательная, вторая — краткий вопрос.

You’re never late, are you? — Ты никогда не опаздываешь, ведь так?

«Are you?» в этом примере — тот самый «хвост», который формирует из обычного повествовательного предложения разделительный вопрос.

Зачем нужны разделительные вопросы?

 

Цель такого вопроса — получить подтверждение своей мысли или какой-либо информации или усомниться в ней. Кроме того, такой вопрос можно задать, если вы точно знаете ответ, но хотите поговорить на эту тему или проявить вежливое внимание к человеку.

It’a a nice day, isn’t it? —  Прекрасный день, не так ли?

На русский такие вопросы можно переводить двумя способами:

 

  1. Переводить краткий вопрос в конце: например, «разве не так?», «так ведь?», правда?», не правда ли?», «не так ли?».

 

 Jane is your sister, isn’t she? — Джейн твоя сестра, не так ли?

 

  1. Не переводить «хвост», а использовать в вопросе частицу «же», которая в русском языке имеет такой же смысл.

 

You haven’t forgotten to bring the food, have you? — Ты же не забыл принести еду?

 

Правила построения вопросов «с хвостиком»

 

 

Первая часть разделительного вопроса в английском языке имеет прямой порядок слов, как в обычном повествовательном предложении.

 

Mike is always busy, isn’t he? —  Майк всегда занят, да?

 

Вторая часть или «хвостик» представляет собой краткий вид общего вопроса. Он состоит только из подлежащего и сказуемого. По правилам образования вопросов английского языка используется инверсия: на первое место выносится сказуемое. В разделительном вопросе это вспомогательный глагол.

 

 You like swimming, dont you? — Тебе нравится плавать, не правда ли?

 

Даже если в первой части вопроса вспомогательный глагол не используется (She drives a car), его нужно подобрать для краткого вопроса (drives – does).

 

She drives a car, doesn’t she? — Она же водит машину?

 

Второй вариант — вспомогательный глагол «заимствуется» из составного сказуемого первой части вопроса.

 

Mother is cooking right now, isn’t she? —  Мама сейчас готовит, разве не так?

 

Если используется модальный глагол, он выносится во вторую часть предложения:

 

You can play the piano, can’t you? — Ты умеешь играть на пианино, не правда ли?

 

Главное правило образования «хвостика»: глагол меняет свою направленность. То есть, если в первой части стоит положительное сказуемое, в вопросе глагол будет стоять в отрицательной форме. И наоборот.

 

Amy is your friend, isn’t she? —  Эми твоя подруга, да?

 

Для вспомогательного глагола «am» отрицательная форма – «aren’t».

 I am right, aren’t I? — Я прав, правда?

 

Не забывайте о том, что предложения со словами nothing, nobody, seldom, scarcely, rarely,  hardly, little, barely, few и словами с негативными приставками un, in, im и другими тоже считаются отрицательными.

 

It’s impossible, is it? — Это невозможно, да?

 

 

 

 

Тест по теме: «Разделительные вопросы в английском»

Из предложенных вариантов ответов выберите верный.

 

 

Альтернативные вопросы

Альтернативные вопросы

 

Альтернативные вопросы (Alternative Questions) напоминают общие, так как имеют похожую структуру. Отличие этого типа вопросительных предложений состоит в том, что необходимо выбрать из двух вариантов. Поэтому на них нельзя дать утвердительный или отрицательный ответ, в ответе нужно озвучить один из двух вариантов.

Варианты могут относиться к выбору предметов, действий, лиц, качеств и т.д.. Альтернативные вопросы задаются к любому члену предложения.

Do you want to sing or play the piano? — Ты хочешь петь или играть на пианино?

Особенностью альтернативного вопроса является употребление союза «or»(или).

Альтернативные вопросы в английском языке строятся по тому же принципу, что и общие: на первом месте —  вспомогательный глагол, затем подлежащее, основной глагол и/или второстепенные члены предложения. Но в структуре предложения обязательно должен присутствовать союз «or».

Did you or Jim break the radio set? — Ты или Джим сломал радио?

Альтернативные вопросы следует произносить с определенной интонацией: часть предложения до союза «or» произносится с восходящей интонацией, далее тон понижается.

Will you go to university or find a job? — Ты будешь учиться в университете или найдешь работу?

Построение альтернативных вопросов

 

Альтернативный вопрос строится так же, как общий, по принципу инверсии. Первое место в предложении занимает вспомогательный или модальный глагол.

Вспомогательный глагол либо заимствуется из составного глагольного  сказуемого (например, в Present Continuous это глагол «to be»   в форме «is», «am» или «are», в Past Perfect – «had»), либо подбирается в зависимости от времени. Для формы Present Simple это глагол «do/does», Past Simple – «did».

Did you study English or German at school? — Ты изучал английский или немецкий в школе?

Have you been to school or to the library? — Ты был в школе или в библиотеке?

Кроме перестановки вспомогательного глагола, никаких других изменений в структуре предложения не требуется, после подлежащего следует сказуемое, затем – второстепенные члены. Союз «or» ставится между двумя вариантами.

I want to buy a new dress for the party. — Я хочу купить новое платье для вечеринки.

Do you want to buy a new dress for the party of for the talks? — Ты хочешь купить новое платье для вечеринки или для переговоров?

Do you want to buy a new dress or borrow mine? — Ты хочешь купить новое платье или взять мое?

Альтернативный вопрос к подлежащему может строиться по-разному. В первом случае, по стандартной схеме с союзом «or» между двумя подлежащими. Во втором случае, вспомогательный глагол используется два раза, перед каждым из двух вариантов подлежащего, а альтернативная часть выносится в конец предложения. 

Does your sister or brother like swimming? — Твоей сестре или брату нравится плавание?

Did you make this decision or did your wife do that? — Ты принял это решение или твоя жена?

После союза «or» можно поставить частицу «not», если второй вариант отрицательный.

Have you finished or not? — Ты закончил или нет?

Альтернативные вопросы могут также начинаться с вопросительного слова, в таком случае после специального вопроса ставится двоеточие и перечисляются два варианта в виде однородных членов предложения.

What will you order: pizza or pasta? — Что ты закажешь: пиццу или пасту?

 

 

 

 

Тест по теме: «Альтернативные вопросы»

Из предложенных вариантов выберите верный ответ.

Специальные вопросы (Special Questions) в английском языке

Специальные вопросы

 

Специальные вопросы (Special Questions) задаются не ко всему предложению, как общие, а к одному члену предложения. Цель такого вопроса – уточнить определенную информацию, конкретный факт или обстоятельство.

Where did Anabel meet your husband? — Где Анабель познакомилась со своим мужем?

На специальный вопрос невозможно ответить «да» или «нет», ответ должен быть конкретным и распространенным.

“Where have you been today?”

“I’ve been to the library.”

“Где ты был сегодня?”

“Я был в библиотеке.”

Специальные вопросы в английском языке задаются с помощью вопросительных слов, которые начинаются на “wh”, поэтому их еще называют “wh-questions”:

  • What – что
  • Who —  кто
  • Whom – кого, кому
  • Where – где, куда
  • Which – какой, который
  • Why – почему

 

К вопросительным словам также относятся сложные конструкции, включающие нескольких слов:

  • Whatkind of, what sort of – какой, какого вида; 
  • whattime – который час, в какое время; 
  • whatcolor – какой цвет.  

What kind of fruit do you like best?  —  Какие фрукты тебе нравятся больше всего?

 

Исключение составляет вопросительное слово “how”(как), а также производные от него  конструкции:

  • how much, how many – как много, сколько,
  • how often – как часто,
  • how old – сколько лет.

 

How did you manage to enter the university? -  Как тебе удалось поступить в университет?

 

Построение специального вопроса

 

 

Порядок слов в специальных вопросах совпадает с порядком слов в общих вопросах, только на первое место ставится вопросительное слово (исключение составляют вопросы к подлежащему, речь о которых пойдет ниже).

Потом ставится вспомогательный или модальный глагол.

 

When should I come next time? — Когда мне следует прийти в следующий раз?

 

Вспомогательный глагол подбирается в зависимости от временной формы сказуемого или берется уже имеющийся, если в предложении составное именное или глагольное сказуемое.

 

Затем идет подлежащее, вторая часть сказуемого или дополнение.

 

Why are you always sad? — Почему ты всегда грустный?

 

What did you order in the restaurant yesterday? — Что ты заказал в ресторане вчера?

 

Вопрос к подлежащему

 

 

Вопросы к подлежащему относятся к специальным вопросам в английском языке, так как в них используются вопросительные слова “who”и “what”. Но они выносятся в отдельную группу, потому что имеют другой порядок слов.

Как понятно из названия, эти вопросы задаются только к подлежащему, то есть их цель – выяснить, кто или что совершил, совершает или совершит какое-либо действие.

 

В начале вопроса ставится вопросительное слово – ‘who” или “what”, далее следует прямой порядок слов: сказуемое + второстепенные члены предложения. Вспомогательный глагол (если он входит в состав сказуемого) остается на месте.

 

Who won the game? —  Кто выиграл в игре?

What made you change your decision? — Что заставило тебя изменить свое решение?

 

 

 

 

Тест по теме: «Специальные вопросы в английском»

Из предложенных вариантов ответов выберите верный.

Общие вопросы (General Questions) в английском языке

Общие вопросы

 

Общие вопросы (General Questions) – самый распространенный тип вопросительных предложений. Они задаются, если нужно подтвердить или опровергнуть какую-либо информацию:

Does Ann study Sociology? — Энн изучает социологию?

Are you crying? — Ты плачешь?

Таким образом, ответом на них может быть «да» или «нет». Поэтому по-английски их также часто называют «yes/no questions».

“Have you ever been to Albania?”

“Yes, I have.”

-Ты когда-нибудь был в Албании?

- Да, был.

Также общие вопросы могут задаваться с целью выразить удивление или сомнение. В таком случае вспомогательный глагол или глагол-связка стоит в отрицательной форме. На русский язык такие вопросы можно перевести при помощи слов «разве» и «неужели».

Weren’t you at home yesterday evening? — Разве ты не был дома вчера вечером?

Didn’t you visit Grandma yesterday? — Разве ты не навестил бабушку вчера?

Построение общих вопросов

 

Чтобы правильно построить общий вопрос, необходимо помнить о порядке слов в английском предложении: подлежащее + сказуемое (основной глагол или вспомогательный + основной) + второстепенные члены предложения. Это прямой порядок слов.

В общем вопросе прямой порядок слов меняется – такое явление называется инверсией.

В начале предложения ставится вспомогательный глагол или глагол-связка. Он выбирается в зависимости от временной формы сказуемого. За ним следует подлежащее, потом основной глагол и/или второстепенные члены.

Например, если сказуемое стоит в форме Present Simple, то в качестве вспомогательного глагола для вопроса выбирается «do» или«does».

Do you like poetry? — Тебе нравится поэзия?

Обратите внимание, по лицам и числам меняется только вспомогательный глагол.

Does he work in the pharmacy? — Он работает в аптеке?

Если в составе сказуемого уже есть вспомогательный глагол (например, в форме Present Progressive), то он выносится на первое место:

Are you listening to me? — Ты меня слушаешь?

В качестве вспомогательных могут выступать следующие глаголы —  am/is/are, have/has, will/shall, had, was/were.

Have you been working all night? — Ты работал всю ночь?

Модальные глаголы в вопросах используется в качестве вспомогательного.

May I use your phone? — Могу я воспользоваться вашим телефоном?

Если сказуемое выражено глаголом «to be» в какой-либо форме, он выносится перед подлежащим (отдельный вспомогательный глагол не требуется), за котором следует именная часть сказуемого.

Is she a teacher? — Она учитель?

Для создания отрицательной формы общих вопросов в английском языке частица «not» ставится после вспомогательного глагола.

Haven’t you seen her today? — Разве ты ее не видел сегодня?

 

 

 

 

Тест по теме: «Общие вопросы в английском»

Из предложенных вариантов выберите верный ответ.

Вопросительные предложения (Interrogative Sentences) в английском языке

Классификация вопросов в английском языке

 

При изучении английского языка большое значение имеет синтаксис – раздел грамматики, посвященный построению предложений. Причина в том, что строй этого языка предполагает строгий порядок слов в предложении.

Задавая вопрос, недостаточно произнести предложение с вопросительной интонацией и поставить знак вопроса в конце. Вопросы формируются по определенным схемам, которые различаются в зависимости от типа вопроса.

Основные виды вопросов:

  • Общий
  • Альтернативный
  • Специальный
  • Вопрос к подлежащему
  • Разделительный

Интонация зависит от типа вопроса. Общие вопросы произносятся с низким восходящим тоном в конце предложения. В специальных  — интонация отличается нисходящей шкалой. Альтернативные сочетают восходящий и нисходящий тон. 

Общие вопросы

 

К общим вопросам в английском языке относятся те, которые требуют ответа «да» или «нет». Цель вопроса – получить от собеседника подтверждение какой-либо мысли.

Does Leila have any nephews? — У Лейлы есть племянники?

Порядок слов в таких предложениях называется инверсией: то есть прямой порядок слов (подлежащее + сказуемое + второстепенные члены) нарушается. В начало вопроса выходит вспомогательный глагол.

Do you collect stamps? — Ты коллекционируешь марки?

В качестве вспомогательных глаголов могут выступать have/has, will/shall, had, was/were и модальные глаголы.

Should I call her parents? — Следует ли мне позвонить ее родителям?

Are you listening to me? — Ты меня слушаешь?

Weren’t you at the concert last night? — Разве ты не был на концерте вчера вечером?

Альтернативные вопросы

 

Альтернативные вопросы в английском языке очень похожи на общие по цели и структуре. Их единственное отличие – наличие двух вариантов на выбор, озвученных в самом вопросе.

Такие вопросы строятся по тому же принципу, что и общие: на первом месте стоит вспомогательный глагол, затем подлежащее, основной глагол и/или второстепенные члены. Но в структуре предложения обязательно должен быть союз «or».

Did you buy a red or a green dress? — Ты купила красное или зеленое платье?

Are you listening to me or to the radio? — Ты слушаешь меня или радио?

Специальные вопросы

 

Специальные вопросы задаются к одному из членов предложения, то есть цель вопроса – выяснить определенную подробность, какое-либо обстоятельство или факт.

Специальные вопросы всегда начинаются с вопросительных слов, начинающихся на «wh» (what, why, where), поэтому их называют «wh-questions».

When did you see Alice? — Когда ты видел Элис?

Предложения строятся по тому же правилу, что и общие вопросы, только первое место занимает вопросительное слово. Далее идет вспомогательный или модальный глагол, затем подлежащее, вторая часть сказуемого и/или второстепенные члены.

What are they fixing today? — Что они сегодня ремонтируют?

Where will you live during the holiday? — Где ты будешь жить во время отпуска?

Why should I listen to you? — Почему я должен слушать тебя?

Вопросы к подлежащему

Вопросы к подлежащему по сути относятся к специальным вопросам, но выделяются в отдельный блок, так как строятся по другим правилам. После вопросительного слова (Who или What) порядок слов в предложении остается прямым. Но следует обратить внимание на предложения в Present Simple.  К смысловому глаголу прибавляется окончание 3л.ед.ч – «-S» или «-ES».

Who knows the answer? — Кто знает ответ?

Такой вопрос очень легко построить – вместо подлежащего ставится нужное вопросительное слово, далее порядок остается прежним.

Who came to the tutorial? — Кто пришел на урок?

What made you think about it? — Что заставило тебя об этом подумать?

 

Разделительные вопросы

Разделительные вопросы, которые также часто называют «tag-questions», то есть «вопросы с хвостиком», очень характерны для английского языка. Цель разделительного вопроса – уточнить информацию, получить подтверждение своей мысли, выразить сомнение или удивление.

She has three children, doesn’t she? — У нее трое детей, да?

 

Вопросительная часть в разделительном вопросе строится таким образом: от сказуемого в первой части предложении выделяется вспомогательный глагол, он используется с частицей «not», если основная часть утвердительная, или без частицы, если она отрицательная, далее ставится подлежащее, выраженное местоимением.

You will help me, won’t you? — Ты же поможешь мне, да?

Sarah can’t swim, can she? — Сара же не умеет плавать, так? 

 

 

Тест по теме: «Вопросительные предложения в английском»

Определите тип вопросительного предложения.