Сослагательное наклонение в английском языке (THE SUBJUNCTIVE MOOD)

Сослагательное наклонение

 

Сослагательное наклонение (The Subjunctive Mood) позволяет выразить –возможность, предположительность и нереальность совершения действиято есть те акты, которые говорящий квалифицирует как нереальные или проблематичные.

В лингвистической литературе описаны 2 формы сослагательного наклонения: сослагательное I (Subjunctive I) и сослагательное II (Subjunctive II).

Сослагательное I/ Subjunctive I

 

Сослагательное I квалифицирует действие как проблематичное, но не противоречащее реальности. Оно позволяет говорящему выразить:

— приказ (order)

— просьбу (request), 

— предложение (suggestion), 

— предположение (supposition), 

— цель (purpose), 

— желание (desirability).

Форма Subjunctive I совпадает с инфинитивом без частицы «to» для всех лиц  и чисел —

1)      I suggest (that) Ian attend to  the Mayor’s project. — Я предлагаю, чтобы Ян занялся проектом мэра. – предложение

2)      Send Della out of the lounge so that she not hear what we say. — Выпроводи Деллу из гостиной, чтобы она не слышала, что мы говорим.) – цель

3)      Success attend you! (Пусть успех сопутствует тебе!) – желание

4)      G-d bless you! (Будь здоров!) — желание

5)    Our head cameraman ordered (that) all the actors be there. — Наш главный оператор велел, чтобы все актеры были там.) —  приказ

**** союз «that» в предложениях факультативен.

Запомните:

 У Subjunctive I нет временных форм.

Отрицательная форма образуется при помощи частицы «not» перед глаголом в Subjunctive . 

Сравните:

I prefer you be late. – I prefer you not be late. – Я предпочитаю, чтобы ты не опаздывал.

Grandma insists that he eat after 6pm. — Grandma insists (that) he not eat after 6pm. – Бабушка настаивает, чтобы он не ел после 6 вечера.

 

Subjunctive I используется в определенных синтаксических моделях — 

 

SUBJECT + SUGGEST(S)/ED + (that) SUBJECT + SUBJUNCTIVE 1

(demand, order, propose, insist, require, prefer )

Most tutors propose (that) all sophomores take part in research work. —  Большинство преподавателей предлагают, чтобы все второкурсники принимали участие в научной работе.

 

Ms Avaz demands all employees attend the seminar. — Госпожа Аваз требует, чтобы все сотрудники посетили семинар.

 

It is + ADJECTIVE/PAST PARTICIPLE +( that )+ SUBJECT + SUBJUNCTIVE 1

(vital, important, desirable, unusual, essential, advisable, imperative)

It is unusual Flavio lose his sunglasses. — Непривычно, чтобы Флавио вдруг потерял свои солнечные очки.

It is necessary the chaplain text him today. —  Нужно, чтобы капеллан отправил ему смс сегодня.

Сослагательное II/ Subjunctive II

 

Сослагательное II квалифицирует действие как проблематичное, нереальное и выражает нереальное условие. Используется в придаточных предложениях.

 Сослагательное II имеет два времени – 

настоящее, когда высказывание относится к настоящему или будущему

и

прошедшее, если высказывание относится к предшествующему периоду.

 В первом случае форма совпадает с Past Simple:

If Tonya had a part-time job, she would give more attention to her son. – Если бы у Тони (сейчас или в будущем) была работа на неполный день, она бы уделяла сыну больше внимания.

Во втором случае форма совпадает с Past Perfect:

If my parents had had higher salaries, they would have sent me to a grammar school. – Если бы у моих родителей (тогда, в прошлом) были более высокие заработки, они бы (тогда, в прошлом) отправили меня в одну из грамматических школ.

Глагол «to be» в Subjunctive II имеет форму «were» для всех лиц и чисел. Например,

If Henry Ford were in Osaka now, he would see the CEO of the company. – Если бы Генри Форд был сейчас в Осаке, он бы встретился с генеральным директором компании.

Тем не менее, в разговорной речи возможно употреблять форму «was» для 1 и 3 л. ед. ч.

Subjunctive II употребляется в следующих синтаксических моделях: 

IT IS TIME + SOMEONE + DID SOMETHING

 It is time the younger children went to bed. – Пора бы младшим детям лечь спать. 

I WISH + SOMEONE/SOMETHING/IT + WERE/ DID/ HAD DONE

wish it were April now. – Жаль, что сейчас не апрель. Мне бы хотелось, чтобы был апрель. (настоящее время)

wish you did well in Algebra. – Жаль, что ты плохо успеваешь по алгебре. Мне бы хотелось, чтобы ты лучше успевал по алгебре. (настоящее время)

wish I hadn’t purchased the cottage. It’s too old. – Жаль, что я купил этот коттедж. Он слишком старый. (прошедшее время)

IF  SOMEONE/SOMETHING/IT + WERE/DID/HAD DONE, SOMEONE/SOMETHING +WOULD DO/WOULD HAVE DONE

If it were my day off, I would ride a bike. – Если бы это был мой выходной день, я бы покатался на велосипеде. (настоящее время)

 

If Liz and Gregory had met at the conference, they would have discussed a lot of things. – Если бы Лиз и Грегори встретились тогда на конференции, они бы обсудили многое. (но они не тогда не встретились)

 

SOMEONE/SOMETHING + DID + AS IF (AS THOUGH) + WERE/DID/ HAD DONE

Filomena knew Chinese so well as though she had lived in China. – Филомена так хорошо знала китайский, как если бы она (раньше, в прошлом) жила в Китае.

 

Martha loved Fam Lee as if she were her daughter. – Марта любила Фам Ли, как если бы она (сейчас, вообще) была ее дочерью.

 

Теоретический материал о Subjunctive I и Subjunctive II можно обобщить, посмотрев следующий видео урок по данной теме: 

 

 

 

Тест по теме: «Сослагательное наклонение в английском языке»

Из предложенных вариантов ответов выберите верный.

Коментарии



Оставить комментарий:

Отменить ответ

2 УРОКА БЕСПЛАТНО!