Активное и пассивное изучение английского: что лучше

Вы довольны темпами изучения английского языка? Как быстро повышается ваш уровень? Вы не застряли на плато? Если вас волнуют эти вопросы, ответьте на еще один – вы изучаете английский активно или пассивно? Оказывается, это очень важно для прогресса, особенно в такой области как иностранные языки. В чем же разница и как учиться наиболее эффективно?

Пассивное изучение английского

Со школы мы привыкли к пассивному обучению больше, чем к активному. Учитель и программа решают за школьников, что учить и в каком темпе. Ученики не ставят себе целей и не ищут путей их достижения. Учитель контролирует весь процесс: дает домашние задания, проводит тесты, корректирует программу. Также ученики много слушают объяснения учителя и читают учебники, то есть пассивно воспринимают информацию. Даже на уроках иностранных языков разговоров и активной работы обычно меньше, чем пассивного обучения.

Пассивное обучение выражается в двух формах. Во-первых, это пассивность в организации учебы: постановке целей, поисках способов их достижения, выборе материалов, составлении графика и так далее. В таких случаях мы полагаемся на опыт преподавателей, программу в учебнике, повторяем путь других людей или даже полагаемся на случайное стечение обстоятельств, просто плывя по течению.

Во-вторых, пассивное обучение также выражается в пассивном восприятии информации. Сейчас часто говорят о том, что достаточно погрузиться в языковую среду, и вы быстро и неосознанно впитаете в себя язык. Например, можно жить в англоязычной стране, читать книги в оригинале, смотреть фильмы на английском и ждать, что без дополнительных усилий ваш уровень английского возрастет. Восприятие без активных действий – это пассивное изучение. Более того, даже письмо и говорения могут быть довольно пассивными, если вы говорите и пишете как привыкли, не прилагаете усилий к использованию новых слов, выражений, не пытаетесь улучшить произношение.

Пассивное обучение работает и обладает рядом преимуществ, иначе бы никто не тратил на него время. У современных людей мало времени, поэтому удобно, когда в обучении английскому за них уже все решено: есть уроки, задания, списки и программы. Сил и времени на активную работу тоже не хватает: мало кто по собственной инициативе выписывает слова, разбирает дословно тексты, ищет собеседников для практики речи. Другое дело – слушать англоязычные подкасты по дороге на работу или вечером смотреть сериалы в оригинале и с субтитрами. Развивается аудирование, и какая-то информация даже откладывается в голове.

Проблема в том, что при пассивном изучении прогресс очень медленный. Из-за того, что вы не влияете на ход учебы самостоятельно и не подстраиваете его индивидуально под себя, в итоге вы не достигаете нужных именно вам результатов. Пассивное восприятие языка пополняет пассивный, а не активный запас лексики, что тоже мало способствует повышению уровня английского. При таком обучении есть риск застрять на языковом плато.

Активное изучение английского

Активное изучение английского предполагает активное участие человека в двух видах деятельности: во-первых, в организации обучения, и во-вторых, в самом процессе учебы. Активное участие – это работа, приложение усилий, преодоление сопротивления, использование критического мышления.

Чтобы быть активным участником в организации процесса обучения, в первую очередь нужно поставить себе цель, от которой можно отталкиваться. Зачем вы учите английский и что вы хотите получить в результате? Он нужен вам по работе, чтобы общаться по электронной почте с иностранцами? Вы хотите сдать экзамен TOEFL для продвижения по карьерной лестнице? Вам хочется свободно потреблять англоязычный контент в интернете без необходимости перевода? В зависимости от цели процесс обучения можно построить по-разному.

Вам также надо ответить себе на вопросы: как я учусь? Какие методы использую? Помогают ли эти методы в достижении цели? Какие навыки мне нужны, чтобы получить нужные результаты? Какие виды деятельности развивают эти навыки? Я работаю над английским активно или пассивно? Что сделать, чтобы улучшить процесс обучения?

Например, вы можете заметить, что мало занимаетесь говорением, зато много читаете и слушаете, но это почти не помогает продвинуться в речи. Тогда нужно больше уделять внимание говорению – брать уроки у носителей языка по скайпу, пойти на курсы, а по другим видам деятельности снизить нагрузку. Или, наоборот, на курсах английского вы много разговариваете, учитесь правильному произношению, обсуждаете насущные проблемы. Но если ваша цель – в короткие сроки научиться вести переписку по работе, то вам надо заниматься другим: учить техническую лексику, много писать и читать.

В процессе активной работы над организацией обучения английским языком вы также можете заметить, что посвящаете больше времени пассивному, чем активному изучению. Это касается любой деятельности, в том числе и чтения, и аудирования, и даже говорения.

Активная работа подразумевает, что вы сами совершаете усилия в процессе обучения. Например, во время чтения ищете слова в словаре, во время прослушивания подкастов занимаетесь техникой shadowing, повторяя за ведущим, во время письма используете новые слова, стараетесь строить более сложные предложения. Если вы разговариваете с носителем языка, то одновременно обращаете внимание на то, как и когда он использует устойчивые выражения, и сами стараетесь использовать новые и непривычные для вас слова и выражения.

Во время активного обучения мозг работает гораздо интенсивнее. При этом образуются новые нейронные связи, а в памяти откладывается больше информации. Например, если вы активно работаете над лексикой, прилагаете усилия по запоминанию, то новые слова войдут в активный словарный запас. Если просто просматриваете списки слов в расчете на то, что в памяти все отложится, то эта информация, скорее всего, уйдет в пассивный запас. Активное обучение получается более эффективным.

Как сочетать активное и пассивное обучение

Несмотря на то, что активное обучение более эффективное, у него есть ряд минусов. Исследования показывают, что при обучении языку активная работа действительно быстрее помогает наращивать активный словарный запас, тренировать говорение, учиться читать и писать. Но понимать грамматику языка помогает именно пассивное восприятие. Можно просто читать книгу, смотреть фильм в оригинале или слушать носителей языка, не разбирая активно грамматические конструкции, и при этом постепенно вникать в тонкости и нюансы их использования.

Кроме того, активное обучение более затратно. Когда мозг прилагает больше усилий, он больше и быстрее устает. Если всегда заниматься, активно включаясь в процесс, то через час-два эффективность начнет снижаться из-за усталости. Пассивное обучение помогает продолжить занятия и одновременно отдохнуть. Наконец, иногда для активного обучения нет подходящих условий, а для пассивного гораздо проще найти время и место. Например, в машине вы можете слушать аудиокнигу на английском, но не сможете выписывать незнакомые слова и составлять с ними предложения.

В любой учебе лучше сочетать оба варианта: быть достаточно активным в организации обучения, но прислушиваться к советам преподавателей и следовать программам, активно работать над текстами и заданиями, но и уделять время пассивному восприятию информации.

2 УРОКА БЕСПЛАТНО!