Методика Total Physical Response (TPR) в обучении английскому языку

30 марта 2024
660
3

В сфере обучения иностранным языкам всегда ищут новые, увлекательные методики, которые делают учебный процесс  более эффективным и интересным. Одним из таких захватывающих подходов является методика Total Physical Response (TPR), которая внедряет в учебный процесс физическую активность и игровые элементы. Этот метод зачастую становится источником вдохновения для преподавателей и студентов, превращая обучение в увлекательное приключение. В данной статье мы рассмотрим основные принципы и преимущества методики TPR в обучении английскому языку, а также предоставим практические советы по ее использованию. Давайте вместе погрузимся в мир интерактивного и эффективного обучения.

Что такое TPR?

Методика Total Physical Response (TPR) представляет собой интерактивный подход к обучению языку, который включает в себя использование физической активности и движений для закрепления новых слов и выражений. Суть метода заключается в том, что учащиеся ассоциируют слова с определенными действиями, а не с переводами или абстрактными концепциями.

Основное правило TPR: «Нельзя понять то, чего ты не сделал сам». Это правило подразумевает, что для того чтобы полностью освоить новый материал, учащиеся должны не только слышать и понимать его, но и физически взаимодействовать с ним. Используя свои тела для демонстрации новой информации, они углубляют связь между словами и их значениями. Например, так легко учатся глаголы движения: если повторять слово run, имитируя бег, то слово быстро и надолго запомнится без особых усилий. 

Методика TPR была разработана в 1960-х годах американским психологом Джеймсом Эшером. Он проводил исследования в области восприятия и развития родной речи у детей и пришел к выводу, что взаимодействие с языком через движения помогает детям лучше усваивать новую информацию. Дети видят жесты и указания взрослых, имитируют их и повторяют речь, овладевая новыми словами. Впоследствии Эшер начал применять свои идеи в обучении иностранным языкам, что привело к появлению методики TPR.

TPR основана на принципах натурального языкового приобретения, имитируя процесс, который дети используют для освоения родного языка. Физическое действие при ассоциации с новыми словами усиливает запоминание и понимание.

Преимущества и ограничения методики TPR

Методика Total Physical Response имеет несколько преимуществ перед другими методами. С ее помощью обучение можно сделать более эффективным, интересным и запоминающимся. Давайте рассмотрим основные преимущества этого метода подробнее:

  1. Эффективное запоминание

TPR сочетает изучение иностранного языка с физической активностью и движениями, что способствует активации обоих полушарий мозга. Подкрепленные действиями слова образуют более устойчивые нейронные связи в мозгу. Использование телесных движений при изучении новых слов и фраз помогает учащимся лучше усваивать и запоминать материал. 

  1. Увлекательное обучение

Использование физической активности и игровых элементов делает уроки более интересными и привлекательными как для детей, так и для взрослых. Учащиеся начинают более активно участвовать в уроке, испытывая удовольствие от процесса обучения.

  1. Польза для здоровья

TPR подразумевает физическую активность во время занятий. Это особенно полезно после длительного сидения в одной позе или после напряженного рабочего дня. Дети с помощью подобных физкультминуток выплескивают накопившуюся энергию, а взрослые получают небольшую кардионагрузку, что повышает уровень эндорфинов и придает заряд бодрости. Регулярное использование методики укрепляет физическое здоровье.

  1. Разнообразие в учебном процессе

Использование TPR разнообразит учебные занятия и поможет преодолеть монотонность и рутину в обучении.  Упражнения по методу TPR можно использовать после сложных заданий или проверочных работ, чтобы не учащиеся не заскучали.

  1. Повышение уверенности в использовании языка

Физическое взаимодействие с языковым материалом помогает учащимся лучше понять и запомнить его. Это способствует уверенности в использовании языка в реальных ситуациях общения, так как они уже физически «ощущают» его значение и применение.

Несмотря на свою эффективность, у TPR также есть свои минусы и ограничения, которые стоит учитывать при её применении.

Одним из главных ограничений методики TPR является её ориентация на начальные уровни владения языком. Поскольку TPR базируется на использовании физической реакции студентов на команды и инструкции преподавателя, это может быть менее эффективно на более продвинутых уровнях, где требуется более глубокое понимание и выражение языка.

Другим ограничением является то, что методика TPR может быть ограничена в своей способности развивать навыки письма и чтения. Поскольку акцент сделан на устной реакции и понимании, студенты могут испытывать затруднения в освоении навыков письма и чтения на языке, особенно если этим навыкам не уделяется достаточного внимания в рамках уроков.

Также следует учитывать, что TPR может не подходить для всех типов учащихся. Некоторые студенты могут испытывать трудности в реагировании физически на инструкции, особенно если у них есть какие-то физические ограничения, или если они предпочитают более абстрактные методы обучения.

Несмотря на эти ограничения, методика TPR остается ценным инструментом в арсенале преподавателя, особенно на начальных этапах обучения. Сочетание TPR с другими методиками и подходами может помочь преодолеть некоторые из её ограничений и сделать обучение более разнообразным и эффективным для всех типов учащихся.

Кому подойдет TPR

Есть ряд групп учащихся, которым этот метод подходит особенно хорошо:

  1. Дети

Для детей TPR может быть идеальным способом изучения английского языка, поскольку они естественно отзываются на физические действия и игры. Например, игры на уроках TPR могут включать «Simon Says» (Саймон говорит), где дети выполняют действия в соответствии с инструкциями преподавателя. Это помогает им запомнить новые слова и фразы, используя физическую активность.

  1. Кинестетики

Даже взрослые студенты могут извлечь пользу из методики TPR, особенно если они кинестетики — те, чье внимание больше направлено на физические ощущения, чем на визуальные или аудиальные. Они лучше воспринимают новую информацию не на слух или с помощью зрения, а при непосредственном контакте или при участии тела. При изучении новой лексики или грамматики взрослые студенты могут использовать движения и действия, чтобы усилить запоминание и понимание материала.

  1. Студенты на начальных этапах обучения

TPR также может быть полезным для студентов, у которых ограниченные языковые навыки, поскольку этот метод позволяет им понимать инструкции и обучающий материал через действия и жесты, даже если у них есть слабое понимание английского языка.

  1. Студенты с нарушениями слуха

Для студентов с нарушениями слуха, методика TPR может быть особенно эффективной, поскольку она позволяет им учиться и взаимодействовать с языком через физические действия и визуальные инструкции, вместо полной зависимости от слухового восприятия.

  1. Студенты с нарушениями речи

Также TPR может быть полезным для студентов с нарушениями речи, поскольку физические действия могут помочь им выразить свои мысли и понимание языка, даже если у них возникают трудности с произношением.

Что учить с помощью TPR

Глаголы действия

Преподаватель может демонстрировать различные действия, например, walk (идти), run (бегать), jump (прыгать), swim (плавать) и т.д., а студенты должны воспроизводить эти действия в ответ на команды преподавателя. Например, преподаватель говорит: «Jump!» (Прыгай!), и студенты должны выполнять действие, прыгая.

Использование глаголов в Present Continuous Tense (настоящее продолженное время)

Преподаватель дает инструкции студентам, используя предложения в Present Continuous Tense, например, «I am eating» (Я ем), «She is reading» (Она читает) и т.д. Студенты должны воспроизводить действия, описываемые в предложениях. Например, преподаватель может сказать: «Touch your head» (Коснись головы), и студенты должны выполнить это действие, при этом говоря «I am touching my head» (Я касаюсь головы).

Повелительные предложения

Преподаватель дает команды студентам, используя повелительные предложения, например, «Stand up» (Встань), «Sit down» (Сядь), «Open the door» (Открой дверь) и т.д. Студенты должны выполнять команды, реагируя физически на инструкции преподавателя. Например, преподаватель говорит: «Raise your right hand» (Подними правую руку), и студенты должны выполнить это действие, поднимая правую руку.

Имена частей тела

Преподаватель может показывать картинки или использовать своё тело для демонстрации частей тела, таких как head (голова), arms (руки), legs (ноги) и т.д. Студенты должны повторять названия частей тела и указывать на них сами у себя или у своих одноклассников.

Приветствия и прощания

Преподаватель может моделировать различные ситуации приветствия и прощания, например, «Hello, how are you?» (Привет, как дела?), «Goodbye, see you later!» (Пока, увидимся позже!) и т.д. Студенты должны реагировать на эти фразы, используя соответствующие жесты и выражения лица.

При достаточном воображении с помощью TPR можно выучить самые разные слова, фразы, выражения, грамматические конструкции. Более конкретную лексику проще сопровождать действиями, но и некоторые абстрактные слова тоже можно проиллюстрировать с помощью тела. 

Подход TPR позволяет студентам буквально «вжиться» в язык, что способствует более глубокому пониманию и запоминанию материала. При использовании этой методики преподаватели и студенты могут весело и эффективно учиться, создавая интерактивные уроки, наполненные движениями, играми и живым общением.

Если вы стремитесь к улучшению своих языковых навыков в английском, экспериментируйте с методикой TPR в своем обучении. Не бойтесь выйти за рамки традиционных подходов к изучению языка и попробовать что-то новое. Ведь чем более разнообразны и интересны будут ваши уроки, тем легче и приятнее будет вам достигать своих языковых целей.

 

2 УРОКА БЕСПЛАТНО!