Английские детективы

Мы уже не раз говорили о том, как важно читать книги в оригинале, если вы изучаете английский язык. Это может быть роман, научная фантастика, триллер – любой жанр, который вам нравится. Мы рекомендуем обратить внимание на классические английские детективы. Это увлекательная, не слишком сложная и глубокомысленная, а главное – типично английская литература. История жанра тесно связана с Великобританией, а его особенности – с менталитетом англичан. Если вы любите загадки и интригующие сюжеты, читайте английские детективы.

История детективного жанра в английской литературе

Англичане не изобрели детектив как таковой, но история этого жанра тесно связана с Великобританией. Именно здесь была основана классическая школа детективной беллетристики. Здесь же начался золотой век детективов, распространившийся по всему миру. Именно британские писатели придали жанру четкую и узнаваемую форму. И именно английские детективы и их герои известны по всему миру. Чтобы понять, как так получилось, нужно познакомиться с историей жанра.

Прообразы детективного романа существовали задолго до написания первого настоящего детектива, в том числе в древней литературе и в самых разных странах. Считается, что первыми классическими детективами были рассказы и повести американского писателя Эдгара По 1840-х годов – в том числе знаменитое «Убийство на улице Морг». Тем не менее, впоследствии жанр стал наиболее активно развиваться не в США, а в Великобритании. Популяризации детективов среди англичан способствовали романы Уилки Коллинза 1860-х годов – например, «Лунный камень» и «Женщина в белом». В них присутствует загадка и расследование, но это еще не совсем классический детектив.

В конце 19 века британский писатель Артур Конан Дойл создал легендарные книги о Шерлоке Холмсе. Эти детективы и их литературный герой-сыщик стали самыми известными в мире. Дойл придал жанру классический вид, повлияв на всю последующую историю детективов в литературе. Повесть Дойла «Пестрая лента» представляет прекрасный образец «преступления в запертой комнате».

В начале 20 века до Первой мировой войны главной фигурой в детективном жанре был британский писатель Кит Честертон и его сыщик отец Браун. Выходили и другие детективы – авторов Эдмунда Бентли, Беллок Лоундс, Ричарда Остина Фримана. Но расцвет жанра пришелся на послевоенные годы.

1920-30-е годы называют золотым веком детектива. Великобритания прошло через тяжелое время, потеряла огромную часть мужского населения и искала стабильности и утешения. Детективный жанр стал своего рода развлекательной, психотерапевтической литературой. Несмотря на то, что в детективе происходят преступления, легкомысленное и отстраненное отношение к ним, а также само логичное и последовательное расследование и его обязательный положительный финал успокаивают. Кроме того, в детективах золотой эпохи используются консервативные декорации старой Англии – чопорное общество, аристократические поместья, строгое сословное деление и другие атрибуты, которые начали исчезать после войны и по которым люди скучали.

В 20-30-е годы творила легендарная британская писательница Агата Кристи, ставшая символом золотого века детективов и самым издаваемым писателем в этом жанре. В ее романах детектив приобрел завершенную, идеальную форму, стал по-настоящему классическим. Другими значимыми авторами детективов того времени были Дороти ли Сэйерс, Найо Марш, Энтони Беркли, Глэдис Митчелл и другие.

Особенности классического английского детектива

Существует много разновидностей детективов – шпионские, исторические, психологические, иронические. В Англии оформился и расцвел так называемый классический или интеллектуальный детектив. Его также называют детективом закрытого типа. Он подразумевает ограниченный список персонажей-подозреваемых. Расследование должно быть основано на сборе фактов и логике.

В золотой век этого жанра писатели объединялись в клубы и создавали правила написания классического детектива. Широко известны правила Рональда Нокса и Ван Дайна. Вот основные принципы, которых должен придерживаться писатель настоящего английского детектива:

  1. В детективе должен присутствовать сыщик, который будет расследовать преступление. Это может быть полицейский, частный детектив или любитель (в английских детективах это чаще всего частное лицо). Важно, чтобы один из персонажей занимался расследованием. Сыщиков не должно быть несколько.
  2. Читатель должен иметь доступ к той же информации и к тем же фактам, что и сыщик.
  3. Преступление не должно быть совершено уголовным сообществом или не должно объясняться сверхъестественными силами.
  4. Преступник должен быть персонажем, известным с начала книги.
  5. Преступником не может оказаться сыщик или персонаж, за чьим ходом мыслей может следить читатель.

Часто писатели классических детективов позволяли себе отступать от некоторых правил – как, например, сделала Агата Кристи в «Убийстве Роджера Экройда». В целом все придерживались этого свода принципов, привнося что-то свежее и интересное для дальнейшего развития жанра.

Отражение английской культуры в детективе

В классических английских детективах отражаются многие культурные, социальные и психологические особенности англичан. Они особенно заметны при сравнении этого вида жанра с американскими детективами. Вот несколько примеров:

  1. В английских детективах расследование основано на мышлении и логике, а не на силе и скорости. Американцы же предпочитают действие или описание судебного разбирательства. Это говорит о том, что англичане ставят интеллектуальные способности выше физических, а также выше удачи или хитрости.
  2. Британские писатели изображают сыщика уважаемым человеком с большим количеством социальных связей, в отличие от американцев, которые предпочитают одиночек, отвергнутых обществом. И преступники, и сыщики, и другие персонажи в английских детективах действуют под сильным влиянием окружения. Это показывает консервативность и уравновешенность англичан, а также говорит о том, что позиция в обществе считается важной ценностью в английской культуре.
  3. В классических английских детективах почти не бывает сыщика-полицейского, полиция играет второстепенную роль в расследование. Преступление раскрывают частные лица, иногда даже обычные люди, взявшие на себя роль детектива под влиянием обстоятельств. Это говорит о недоверчивом отношении англичан к полиции, которое вызвано четкой границей между частной и общественной жизнью человека и отношением к собственному дому как к крепости. В английском мировоззрении полицейские нарушают эту границу, пусть даже по долгу службы. Полиция не имеет романтического ореола.
  4. Английские детективы разворачиваются в спокойных, стабильных и даже уютных декорациях – в провинции, в старинных домах с дворецкими и пятичасовым чаем, на обычных лондонских улицах. В этих книгах мирная атмосфера, и даже само преступление описано так, что не кажется страшным – как будто это лишь временное нарушение порядка, который должен восстановить сыщик. После Первой мировой войны и множества перемен в обществе консервативные англичане искали в детективах утешения.
  5. В английских детективах отражается классовость общества, показывается отношение к разным слоям населения. Сыщик и основные герои принадлежат к среднему или высшему классам. Слуги занимают второстепенную роль, что говорит о пренебрежительном отношении писателей к низшему классу.

Чтение английских детективов в оригинале

Классический британский детектив познакомит читателей с культурой, менталитетом, классовыми особенностями Великобритании. Он расскажет о характере и бытовых привычках типичных англичан. Кроме того, детективы хороши тем, что отличаются увлекательным сюжетом и простым языком. Это значит, что на средних уровнях владения английским книга будет читаться легко, а чтение будет восприниматься как развлечение, а не работа. Еще один плюс английских детективов для чтения в оригинале – это их серийность. Если вам понравится одна книга, не придется долго искать что-то похожее, ведь можно прочитать продолжение из цикла.

Если вы не ориентируетесь в жанре и хотите попробовать прочитать английский детектив в оригинале, рекомендуем начать с признанных шедевров британских детективщиков. Если вас интересуют книги викторианской эпохи или золотого века детективов, то возьмите «Женщину в белом» Уилки Коллинза, «Восточный экспресс» Агаты Кристи, «Собаку Баскервилей» Конана Дойля или «Возвращение в Оксфорд» Дороти Ли Сэйерс. Если вам больше нравится читать современные книги, обратите внимание на детективы Джоан Роулинг, которые она пишет под псевдонимом Роберт Гэлбрейт. Начать можно с первой книги цикла о сыщике Корморане Страйке «Зов кукушки».

 

2 УРОКА БЕСПЛАТНО!