Chunking как техника запоминания: как использовать в изучении английского

Когда мы учим английский, как и любой другой иностранный язык, мы в первую очередь используем память. Даже если мы избегаем заучивать слова наизусть, ищем увлекательные методы обучения, погружаемся в языковую среду, в конечном счете самое важное – чтобы полученная информация запомнилась. Чтобы эффективно использовать память и запоминать больше, в обучении можно применять специальные методики или мнемонические техники. Одна из наиболее мощных таких методик – чанкинг (от английского chunk – фрагмент, кусок).

Метод chunking основан на группировке информации в крупные блоки. Это позволяет лучше воспринимать и запоминать информацию, на что обратили внимание преподаватели и обучающиеся английскому языку. В этой статье мы рассмотрим чанкинг как технику запоминания и его применение в изучении английского. Это поможет вам учить английский более эффективно, быстро и приятно.

Что такое chunking

Chunking – это процесс разбивания большого объема информации на отдельные, небольшие куски, сгруппированные определенным образом для удобного управления. Этот метод известен давно и широко используется в разных областях. Например, в программировании код разбивается на чанки, чтобы его было проще воспринимать или редактировать.

Chunking работает, потому что наша память несовершенна. Чтобы воспринимать новую информацию, используется рабочая память, но ее объем ограничен. Большой объем разрозненной информации она не удерживает, но если ее сгруппировать в сформированные по смыслу блоки и обрабатывать их, то ее эффективность возрастает. То же самое и с долговременной памятью: проще запомнить чанки, чем всю информацию целиком. В основе этого процесса лежит организация работы нейронов головного мозга. Как только информация группируется в смысловой блок, выстраивается сеть нейронов. Впоследствии достаточно вспомнить одну деталь, как вся сеть активируется, и мы вспоминаем весь блок.

Мы часто используем чанкинг в обычной жизни, не замечая этого. Например, этот метод давно применяется для записи телефонных номеров. Согласитесь, что номер в виде 8-800-333-55-55 воспринимается проще, чем длинная последовательность цифр 88003335555. Всего несколько дефисов, отделяющих блоки информации, и мы уже легко читаем и даже запоминаем номер. Интересно, что в разных странах форматы такой группировки для номеров телефонов разные, но чанкинг в любом случае работает.

Метод chunking используется и в написании текстов, и в создании любого другого контента. Статьи разбивают на абзацы, а видео на Youtube разбивают на блоки для удобства восприятия, понимания, управления и запоминания информации. Наконец, эту технику начали осваивать изучающие иностранные языки.

Chunking в лингвистике

Лингвисты тоже отмечают, что язык усваивается, запоминается и воспроизводится не как набор слов, а как последовательность языковых фрагментов – тех же самых чанков. От словосочетаний они отличаются большей длиной – в них может быть три и более слова. От идиом они отличаются тем, что в них можно заменять слова и получать другие значения. Make yourself at home или I am looking forward to it – вот примеры чанков в английском языке.

Исследователи отмечают, что маленькие дети учат родной язык с помощью подобных шаблонных фраз. Мы используем такие фиксированные языковые куски каждый день – здороваемся, желаем хорошего дня, задаем привычные вопросы. Дети не пытаются строить предложения по определенным синтаксическим правилам, а просто запоминают такие шаблоны. Когда они говорят, то строят речь из таких кусков, сочетая их между собой.

Тот же самый подход можно использовать и при изучении иностранных языков. Вместо того чтобы самостоятельно построить фразу I see what you’re saying, проще запомнить всю конструкцию, чтобы использовать ее в нужный момент. Преподаватель иностранных языков написал целую книгу о том, как использовать чанкинг в обучении языкам — “Teaching Chunks of Language: From Noticing to Remembering”.

Техника chunking дает следующие преимущества для изучающих английский язык:

  1.   Сокращает количество ошибок. В составе чанков есть грамматические конструкции. Нам не нужно вспоминать правила и пытаться построить предложение из отдельных слов, служебных слов и глаголов, мы просто воспроизводим шаблон, что снижает количество ошибок.
  2.   Увеличивает скорость речи. Чанки запоминаются как одна единица речи и воспроизводятся быстро и плавно, без лишних пауз в середине фразы.
  3.   Позволяет звучать естественнее. Чанки – это набор конструкций из естественной речи носителей языка. Мы не придумываем их заново, а запоминаем в готовом виде, поэтому не скажем strong rain вместо heavy rain. Естественной получается и интонация благодаря паузам между целыми кусками речи, а не в их середине.

Есть преподаватели, которые критикуют этот метод. Но критика в основном состоит в том, что chunking не подходит в качестве единственного метода изучения языка, так как нужно также уделять внимание и отдельной лексике, и грамматике, и другим аспектам. Только на одной технике приблизиться к уровню носителя языка невозможно. Тем не менее, chunking как метод изучения иностранных языков полюбился во всем мире и показывает хорошие результаты.

Примеры чанков в английском языке

На самом деле в любом языке огромное количество чанков. Любую речь можно поделить на лексические куски, разбивая предложения по смыслу. Какие же чанки самые распространенные и полезные в английском языке? Вот несколько основных групп:

Вежливые высказывания

See you soon.

I’m good, thanks.

You’re welcome.

I’ve got to go.

Nice to meet you.

Do you mind if…

Распространенные фразы при общении

Do you know what I mean?

That kind of thing.

By the way

Let me see

Грамматические конструкции

I have to go there

I haven’t seen it yet

If I were you, I would…

Hardly ever do I…

Как использовать метод chunking в английском языке

Работа с чанками при изучении английского языка построена так же, как и любая работа над лексикой. Находите выражение в тексте, учебнике или любом другом материале, разбираете его значение, обращаете внимание на контекст, запоминаете, тренируетесь использовать в разных ситуациях.

Находить лексические куски несложно: любой текст состоит из них. Например, в предложении I used to go to the beach when I was a kid можно найти сразу три чанка. I used to – полезная грамматическая конструкция, go to the beach – вполне устойчивое словосочетание, которое полезно запомнит полностью, чтобы не перепутать предлоги и не потерять артикль, when I was a kid – естественная для носителей фраза, которую тоже необязательно разбивать на отдельные слова.

Потренируйтесь замечать чанки в речи – читайте книги, слушайте подкасты и выписывайте понравившиеся сочетания слов, которые можно применять в разных ситуациях. Научитесь правильно делить чанки по смыслу. Они должны образовывать довольное цельное значение и не обрываться на середине фразы. При этом они не должны включать в себя ничего лишнего, чтобы было проще запоминать и применять в разных ситуациях.

Проверяйте себя: поищите найденные чанки в интернете, в обычных словарях или словарях коллокаций. Выписывайте понравившиеся сочетания слов, придумывайте разные контексты, в которых их можно применять, и тренируйтесь использовать их в речи.

Chunking – это мощный инструмент для изучения английского языка. Попробуйте добавить его к своим занятиям. Возможно, именно этот метод поможет выйти на новый уровень или освоить те разделы языка, которые вам особенно сложно даются.

2 УРОКА БЕСПЛАТНО!