Как учить детей-дошкольников английскому языку
Маленькие дети легко усваивают языки, которые слышат в ближайшем окружении. Многие родители пользуются этой способностью, целенаправленно воспитывая билингвов, которые смогут говорить на двух или более языках на одинаковом уровне. Мы уже писали о том, как организовать воспитание детей-билингвов.
Но далеко не у всех родителей есть возможность вырастить детей-билингвов: если семья или окружение не двуязычное, то искусственно создавать благоприятные условия для билингвизма очень сложно. Это не значит, что об английском языке можно забыть до школы. Маленьких детей можно учить иностранному языку – почти так же, как школьников или взрослых людей. Да, они не вырастут билингвами. Но если начать обучение достаточно рано и уделять этому достаточно много внимания, можно добиться отличных результатов. Раннее изучение английского языка поможет в будущем легко и быстро достигнуть уровней Advanced или Proficiency.
Идеальный вариант для маленьких детей – обучение с помощью профессиональных педагогов. Это могут быть занятия с преподавателем по скайпу или на специальных детских языковых курсах. Хорошим подспорьем в этом процессе будут дополнительные занятия с родителями. Эта статья – о том, как вы можете помочь ребенку-дошкольнику в обучении английскому языку.
Как организовать обучение для маленьких детей
Дошкольники – это не школьники и тем более не взрослые. Они не умеют долго концентрироваться на одном занятии, не обладают достаточной силой воли и гораздо быстрее и проще схватывают информацию. Им не подходит формат обучения с полноценными уроками. Обучение должно быть незаметным, ненавязчивым, посильным и интересным. Чтобы организовать такие условия, важно следовать нескольким принципам.
- Начинать обучение английскому, когда ребенок освоил родной язык. Если билингвов можно воспитывать раньше, даже с рождения, то вводить иностранный язык не рекомендуется до тех пор, пока ребенок полноценно не заговорит на одном языке. Как правило, это происходит не раньше 2,5-3 лет. Важно, чтобы ребенок умел строить сложные предложения, правильно произносить все или почти все звуки и свободно пользоваться родным языком для общения с окружающими людьми.
- Не принуждать к обучению, не заставлять повторять за собой или отвечать на вопросы, если ребенок не хочет. Важно, чтобы у маленьких детей не сформировались негативные ассоциации с занятиями английским языком. Строгость и дисциплина не помогут дошкольнику развить силу воли и преодолеть сложности, а лишь вызовут протест.
- Не указывать прямо на ошибки. Этот пункт – следствие предыдущего. У маленьких детей мотивация более сиюминутная, спонтанная, они сильно зависят от похвалы и критики. Если постоянно привлекать внимание дошкольника к ошибкам, которые он будет неизбежно совершать, то у него может пропасть интерес. Вместо этого достаточно правильно назвать фразу или слово, которые он произнес с ошибкой.
- Не перегружать информацией. Маленькие дети легко схватывают новый материал, но только пока он им интересен. Если начать перечислять разные значения одного слова или показывать примеры разного чтения буквы в разных словах, то эту информацию будет сложно понять, проанализировать и запомнить. Дозируйте материал – лучше продвигаться небольшими темпами.
- Отбросить перфекционизм. Родители часто боятся, что недостаточно хорошо знают английский, что их произношение не дотягивает до уровня носителей языка или что в их речи случаются грамматические ошибки. Они полагают, что это помешает ребенку освоить английский на должном уровне. Если вы хотите воспитать билингва или учите дошкольника английскому только самостоятельно, то эти доводы достаточно серьезны. Но если у ребенка есть другие каналы обучения языку, а вы знаете английский на уровне от Intermediate, то никакого вреда от занятий с вами не будет.
- Подавать материал в развлекательной форме, стимулировать интерес к английскому языку. Это базовое правило обучения дошкольника любым новым знаниям. Читайте сказки, играйте в игры, пойте песенки и смотрите веселые мультфильмы. Подробнее о мотивации детей к английскому читайте дальше.
Как подавать материал детям-дошкольникам
Маленьким детям не подходят методы обучения английскому, которые применимы к взрослым или школьникам. Дошкольники не умеют писать или делают это недостаточно хорошо, обладают ограниченным кругозором, у них еще не развита логика на достаточном уровне. Вот несколько советов, которые помогут учить ребенка английскому языку:
- Начните с устного восприятия. Не нужно сразу учить алфавит и показывать, как пишутся новые слова. Даже если ребенок уже умеет писать и читать по-русски, не стоит сразу учить его тем же навыкам по отношению к новому языку. Пусть обучение имитирует естественное овладение родным языком в детстве. То есть сначала ребенок слушает слова и фразы, потом начинает их повторять, затем самостоятельно строит предложения и расширяет словарный запас, и только когда он уже умеет на хорошем уровне разговаривать, можно переходить к чтению, а дальше – и к письму.
- Вводите бытовую, понятную лексику из окружающего мира. Это могут быть еда, предметы одежды, животные, цвета, другие окружающие предметы. Это такие слова, к которым можно показать понятную картинку. Подкрепляйте новую лексику изображениями или реальными предметами. Например, увидев кошку на улице, скажите по-английски, как она называется. Чем нагляднее материал, тем быстрее он запоминается. По этой причине абстрактные слова или сложные понятия нужно оставить на потом, даже если ребенок уже знаком с ними на родном языке.
- Не пытайтесь объяснить английскую грамматику, не рассказывайте правила и не называйте времена, лица, числа. Вообще не нужно целенаправленно учить маленького ребенка грамматике. Освоение грамматических принципов у дошкольников сводится к восприятию и повторению предложений. Вводите новое слово в простом предложении – вместо “A cat” говорите “This is a cat”, увидев кошку. Не беспокойтесь, что ребенок не сможет понять конструкцию, которая отличается от привычной русской грамматики. Дошкольник будет впитывать в себя такие фразы и предложения и интуитивно начнет строить свою речь правильно.
- Учитывайте индивидуальные особенности детей. Это универсальный принцип, который можно применять и для более старших детей, и при обучении другим предметам. Подстраивайте обучение под особенности ребенка. Например, для спокойных детей подойдут игры с карточками, а для непоседливых – подвижные игры с мячом, во время которых можно закреплять знакомые слова или учить новые. Если ребенок увлекается динозаврами, то можно осваивать новую лексику по книжке про динозавров.
Как увлечь детей английским языком
Чтобы обучение дошкольников было более увлекательным и приятным, важно не только разговаривать с ним на английском языке, но и заинтересовывать с помощью дополнительных методов. Вот несколько примеров:
- Мультфильмы на английском языке: сначала обучающие, затем можно переходить на простые мультики в оригинале. Из обучающих можно выделить такие мультфильмы как Gogo Loves English, Muzzy in Gondoland, Crawford the Cat. Отличным материалом для освоения английского будет популярный мультик Peppa Pig. Если ребенок увлекается Щенячьим патрулем или My Little Pony, можно и их смотреть на английском.
- Песни на английском языке. На Youtube есть огромное количество веселых песенок. Среди них особенно популярны Nursery Rhymes for Babies. Их можно слушать и смотреть, разучивать вместе и петь на прогулке.
- Игры. Вы можете найти интересные игры на английском, придумать собственные или адаптировать любимые русские игры под английский язык. Можно играть со словарными карточками – например, в пантомимы или «What’s missing?», можно играть в словесные игры или в «съедобное-несъедобное», в поиск загаданного цвета в окружающих предметах, в разнообразные ролевые игры.
- Игрушки, пальчиковые и перчаточные куклы. Выберите игрушку, которая будет англоговорящей и расскажите ребенку, что она не умеет говорить по-русски и знает только английский язык. Эта кукла может участвовать в просмотре мультфильмов, в играх и разговорах на английском.
Но, невзирая на большое количество доступных источников на сегодня, всегда нужно быть осторожными с возрастной категорией детей. В 4–5 лет дети обычно с удовольствием играются, испробуют что-то новое и очень хорошо воспринимают родителей, поскольку они принимают активное участие в любой деятельности малыша и всегда рядом. Возраст 6–7 лет – это уже совсем другое. Ребенок идет в школу, формируется восприятие совершенно иного мира, который теперь делится на дом и учебу, поэтому в таком возрасте уже может возникнуть протест, и родители не смогут так активно принимать участие в обучении английскому языку, как и раньше. Ребенок уже понимает, что для этого существует школа. В таком случае лучше не настаивать, чтобы не лишить ребенка желания изучать язык, а обратиться к специалистам. Вы сможете выбрать как индивидуальные занятия, так и занятия в группе, а также сохранить хорошие отношения со своим ребенком ??
Все зависит от преподавателя. Если есть деньги, идеально нанимать няню, которая говорит на 2-3 языках и чтобы она постоянно разговаривала с ребенком. Пройдет пара лет и ребенок свободно будет говорить на этих языках.
А если возможности нет, то тут остаются только клубы, но там тоже важно находить своего преподавателя. Я вот дочку отдавал в 4 года для занятий, так педагог просто с ней общий язык не смогла найти, соответственно никакого обучения не получилось.
Еще кстати заметил, что дети, когда разговаривают с друг другом, они учатся. То есть если в окружении есть ребенок, который говорит на другом языке, то через 3-4 месяца, второй будет понимать его и наоборот.
Я просто жил в Армении 2 года и у меня старшая дочь, не зная армянского, общалась с местными. Так она уже заговорила через 3 месяца.
Придерживаюсь мнения, что чем раньше ребёнок начнёт изучать английский, тем лучше. Не буду писать о том, как знание английского языка сейчас важно для современного человека. Это и так думаю всем понятно. Без него просто никуда. А чтобы у ребёнка появились успехи в изучение английского, его надо прежде всего увлечь им, чтобы это ему самому было интересно. Вы правильно написали про мультфильмы, игры, сказки и т.д. Вообще игровая форма очень подходит детям. И не надо стремиться к идеальности и правильности. На первых этапах совершенно другие вещи важны. Всё потом придёт обязательно со временем
Согласна, что не стоит перегружать ребенка информацией. Просто жалко смотреть на детей, которые в пять лет уже превращаются в студентов вузов. Их так нагружают, что наверное вместо положительного эффекта получают стойкое неприятие английского языка. Потом это исправить очень трудно. Тем более, что все дети разные и некоторые просто не предрасположены к языкам.
Кстати, очень полезная рекомендация по поводу обучения английскому языку через Ютуб. Сейчас очень много каналов с различными обучающими видео, адаптированными под дошкольников.
Плюс, теперь гораздо меньше вероятность того, что ребенку может попасться какое-то непотребное видео, благодаря появлению Ютуб Кидс. Жаль только, что сидение за телефоном или ноутбуком плохо влияет на зрение
Спасибо за советы, самим, без таких подсказок, очень трудно правильно организовать учебный процесс для ребенка, так что, если хочешь правильно преподавать английский своему малышу, нужно выслушать мнение профессионала.
Детей по взрослой программе точно учить нельзя, тем более, что обучение для взрослых предполагает самостоятельное изучение материала, а ребёнок на такой подвиг неспособен. Я тоже считаю, что детям не стоит объяснять грамматику, будет достаточно, чтобы ребенок просто освоил шаблоны фраз. Ну и форма занятий должна напоминать увлекательную игру, а не нудные занятия.
Мы еще недооцениваем силу социальных сетей, например ютуба. В 2-3 года ребенку без разницы что говорят и на каком языке, им важнее визуальная составляющая. Если она им нравится, то они и прислушиваться начинают. И уже здесь возможно обучение.
У меня сын смотрит ролики на английском языке, повторяет название овощей, фруктов и ему самому интересно. Я не навязывал ему это. И я, уже видя этот интерес, отдал его в языковую школу для маленьких. И там ему тоже интересно. Дальше конечно почти все от преподавателей зависит, но нам с ними повезло.
А так, идеальный вариант, если родители на разных языках говорят. Возьмите дачу дочку известных биатлонистов Бьорндалена и Домрачевой. Она уже в 2-3 года понимает норвежский, английский и русский. Будет в идеале знать 3 языка.
Мне статья понравилась, по крайней мере я поняла, какие делаю ошибки, когда стараюсь изучать английский еще и дома с ребенком, помимо репетитора. У меня знания примерно на среднем уровне, но я проявляю излишнюю строгость, когда он что-то неправильно произносит или неправильно формирует предложение. Теперь понимаю, что все это нужно подавать в форме игры, тогда интерес не потеряется. За полезные рекомендации спасибо. Все описано четко и понятно, и главное, в том самом постоянно упрекающем родителе я узнаю себя) Благодаря вам решила исправляться, и не давить на ребенка. За подборку игр тоже спасибо!
Билингв нам точно не светит, но хотелось бы, чтобы ребёнок овладел английским языком ещё до поступления в школу. Стараемся ему не навязывать занятия, чтобы не вызвать у сына реакцию отторжения, но одновременно есть желание приучить его к дисциплине, хотелось бы узнать, как это совместить?
Мы начали с изучения алфавита, но, видимо, этого делать не стоило, как я понял, в изучении языка лучше сконцентрироваться на слуховом восприятии, только разговор, без чтения. Что касается мультфильмов, мы тоже решили использовать их в качестве учебного материала, разумеется, включаем мультики с простыми сюжетами, чтобы по действию был понятен смысл диалогов героев.
Спасибо за универсальные советы, а то не знали, как правильно ввести ребенка в обучение, ведь нужно, чтобы было не только полезно, но и увлекательно.
Дети гораздо быстрее схватывают материал, но если говорить о дошколятах, то они, как правило, даже на русском еще не умеют читать, поэтому занятия с ними должны больше проходить в звуковом и визуальном режиме. Это связано с определенными трудностями донесения информации. Поэтому в таком возрасте нужно закладывать базовые вещи, а уже в дальнейшем делать упор на все остальное.
Я могу судить только сам по себе. Да и Европейский опыт придерживается где-то такого мнения. Обучение детей возможно только практическими методами, желательно — в виде игр. Ни в коем случае не следовать глупому советскому примеру, когда школяров мучают теоретическими знаниями. Всем известен результат такого «обучения». И ни при каких обстоятельствах не оценивать, не заострять внимание на ошибках. Дошкольники этого очень не любят. Например, многие оплошности взрослых, допущенные в моем отношении, я помню до сих пор! Никакого давления, никакой муштры, никакой критики. Брать пример с воспитания детей у японцев.
Ведущая деятельность детей в дошкольном возрасте — это игра. Так что главное, чтобы обучение иностранному языку проводилось в игровой форме.
Согласна, всем детям нравится, когда занятия проходят в непринужденной, игровой форме.
Зависит от целей. Язык должен быть всегда вокруг, а для этого нужно окружение, которое будет говорить. Если просто заниматься раз-два в неделю, то знания останутся, но без практики просто затухнут. Это надо заниматься вообще постоянно.
Многие ведь как, походят год, наберут хороший уровень, а потом ребенок идет в школу, там учат буквы и ему просто не интересно. И уровень его деградирует, так как язык не используется.
Идеально если вы сами умеете говорить, тогда час-два в день надо с ребенком просто говорить на английском, просить его что-то сделать, и он его тогда никогда не забудет вообще.
Малыши быстро схватывают, но и забывают быстро. Что толку их учить? Мой сын в четыре года знал много слов по-немецки и тут же их забыл.
Сейчас дети такие шустрые что их только направь и организуй игровую форму и они в миг изучат любой язык за пару месяцев. Конечно тут нужен грамотный преподаватель из молодых который сможет все это сделать и как вариант можно даже взять преподавателя носителя самого языка по скайпу. Сейчас это не проблема. Именно такой вариатн дает хороший эффект в изучении английского у детей.
Вообще без игровой формы ребенку трудно будет освоить английский. Если вы сможите его увлечь, то английский он быстро освоит так как возраст такой. Тут нужен грамотный преподаватель который владеет всей методологией обучения дошкольного возраста.
Мне кажется, тут важно разговаривать с ребенком не только на русском, но и на английском языке. А еще лучше, чтобы дома был носитель языка, который будет прививать ребенку любовь к другому языку. Но такая ситуация не в каждой семье есть. Поэтому уроки с носителем языка онлайн и запоминание новых слов — вот что важно для начального этапа, как мне кажется. Но принуждать ребенка не надо.
Когда начал учить дочь английскому, столкнулся с трудностью поддержания интереса. Оказалось, что совместные игры и мультфильмы на английском сильно помогают. Дочка в восторге от Peppa Pig, а я рад, что обучение проходит легко и в игровой форме. Главное — без давления и с позитивом!