Психологические проблемы, которые мешают учить английский язык

Если вы изучаете английский язык, то наверняка иногда встречаетесь с различными препятствиями: нет времени, забываются слова, не дается грамматическая тема или учебные материалы скучные. Это очевидные проблемы, которые можно довольно быстро и просто решить: поменять учебник, выделить дополнительное время, больше практиковаться.

Но существуют менее заметные препятствия, которые мешают учить иностранный язык даже в самых отличных условиях. Это психологические проблемы, которые уже не решить простыми способами. Они требуют другого подхода: нужно изменить свое мышление, отношение к учебе, к себе и к своим достижениям.

Как психология мешает учить язык

С точки зрения психологии есть несколько причин возникновения психологических проблем при изучении языков. Во-первых, учить иностранный язык – не то же самое, что учить математику или историю. Язык не сводится к набору грамматических правил и слов. В первую очередь это средство коммуникации. Язык требует социального взаимодействия с другими людьми, часто с носителями совершенно другой культуры и других ценностей.

Во-вторых, любой язык – это многогранная, глубокая и изменчивая область, которой нельзя овладеть до конца и пользоваться без ошибок. Никто, включая носителей языка, не знает всего и не говорит идеально.

Наконец, язык нельзя изучать теоретически, требуется постоянная практика. Интеллект, сила воли и концентрация важны для учебы, но есть и другие факторы. Многое зависит от когнитивных возможностей и способностей человека. А многое – от его психологического состояния, уверенности и расслабленности.

Социальное взаимодействие, невозможность контроля и отсутствие четкой оценки знаний – эти факторы связаны с психологией человека и оказывают влияние на прогресс. Их нельзя изменить, но можно изменить свою реакцию на них.

Существует пять базовых психологических проблем в изучении языка. Первая и самая главная – это отсутствие или нехватка мотивации. Это объемная и глубокая тема, которая требует отдельного разбора – читайте в статье «Как найти или повысить мотивацию к изучению английского». Остальные четыре – это перфекционизм, неуверенность в себе, страх показаться смешным и страх быть непонятым.

Перфекционизм

Перфекционизм – это желание делать все правильно с первого раза, избегать ошибок и добиваться идеала. Перфекционисты все тщательно планируют, долго готовятся, изучают теорию, чтобы сразу добиться наилучшего результата. Это качество имеет много плюсов и часто помогает в работе или учебе, но в изучении иностранных языков оно чаще мешает.

Изучение языка можно сравнить с овладением такими навыками, как езда на велосипеде, чтение, спортивные игры и многое другое. Теория здесь второстепенна, а практика очень важна. Чтобы добиться успеха, совершать ошибки не только можно, но и нужно – по-другому просто не получится.

Перфекционистам тяжело смириться с этой особенностью. Они не могут начать говорить по-английски правильно и без акцента, а каждая ошибка пугает и расстраивает их. В результате снижается концентрация, падает мотивация, ошибок становится еще больше. Получается замкнутый круг, который делает изучения английского тяжелым и мучительным процессом.

Преодолеть перфекционизм не так просто. В первую очередь важно осознать проблему и понять, что негативное отношение к ошибкам разрушительно. Попробуйте проанализировать другие сферы жизни. Например, всем случается делать ошибки или оговариваться, разговаривая на своем родном языке. Постарайтесь не обращать внимание на свои ошибки в английском языке во время речи: не останавливайтесь, не пытайтесь ее исправить или начать предложение заново, просто продолжайте говорить. Помните, что важнее быть понятым, чем правильно говорить.

Подумайте также о том, что носители английского языка давно привыкли к тому, что их язык учит множество иностранцев. Они лояльно относятся к ошибкам или заметному акценту. Иногда именно это несовершенство вызывает интерес.

Неуверенность в себе

Еще одно серьезное препятствие на пути к прогрессу в английском языке – неуверенность в себе. Если человек обладает низкой самооценкой и недоверием к своим способностям, ему будет сложно учиться. А неудачи и трудности только укрепляют неуверенность в себе и усугубляют положение.

Низкая самооценка не связана с реальным положением дел. Она указывает на неадекватное восприятие своих способностей, возможностей, умений и навыков. Она формируется под воздействием негативных мыслей: например «я хуже всех говорю на английском», «я не способен понять ни одно грамматическое правило», «я никогда не смогу научиться говорить без акцента».

Чтобы справиться с неуверенностью в себе, попробуйте отследить подобные мысли. Посмотрите на ситуацию со стороны и откорректируйте их с точки зрения логики: например, невозможно хуже всех говорить по-английски, вы знаете что-то, а это уже хорошо. Не оценивайте себя в сравнении с другими, отслеживайте только собственный прогресс и не забывайте хвалить себя даже за самые маленькие успехи.

Помните, что для английского характера свойственны спокойствие и невозмутимость, которые часто маскируют стеснительность. Постарайтесь воплотить образ англичанина в себе: ведите себя уверенно, несмотря на уничижительные мысли.

Страх показаться смешным

Когда мы начинаем учить иностранный язык, то часто делаем смешные ошибки. Кажется, что наша речь звучит как речь маленького ребенка или человека с недостаточным интеллектуальным развитием. Мы боимся, что с нами неинтересно разговаривать, что речь звучит смешно и несерьезно.

Страх показаться смешным может быть связан и с перфекционизмом, и с неуверенностью в себе. Но это может быть и отдельная психологическая проблема, которая встречается у людей, которые верят в свои способности и не отличаются перфекционизмом. Этот страх свойственен серьезным и ответственным людям, которые боятся выглядеть легкомысленно, считают смех признаком неуважения и не умеют смеяться над собой.

Подумайте о том, зачем вам казаться умным и серьезным, когда вы разговариваете на английском. Это сложное и лишнее условие, которая усложняет основную задачу речи – коммуникацию. Попробуйте сосредоточиться на том, чтобы передавать свою мысль, даже если предложения получаются простыми и смешными.

Посмотрите на ситуацию с другой стороны. Вспомните, как вы относитесь к иностранцам, которые пытаются выразить мысль по-русски, делая ошибки и строя смешные фразы. Вы сосредоточенно слушаете, помогаете выразить мысль, гордитесь сложностью родного языка, отмечаете смешные слова и фразы, но не думаете о человеке плохо или без уважения.

Страх быть непонятым

Страх быть непонятым встречается реже, чем другие страхи и психологические проблемы, связанные с иностранными языками. Это странно: ведь именно этот страх самый логичный. Язык – средство общения. Если ваш собеседник вас не понимает, то основная функция языка не выполняется, и весь смысл изучения иностранного языка теряется.

Некоторым людям сложно говорить по-английски, потому что они боятся, что их не поймут, поймут неправильно или не до конца. На иностранном языке, особенно на первых этапах обучения, сложно приводить аналогии, показывать примеры, использовать метафоры и сравнения, подбирать наиболее подходящие синонимы, чтобы максимально точно передать свою мысль. Из-за этого создается впечатление, что вас вообще могут не понять.

Подумайте о том, что на самом деле просто выраженную мысль понять легче, чем сложные конструкции. Иностранцы обычно звучат упрощенно и прямолинейно, но это играет им на руку – такая речь отлично воспринимается.

Ничего страшного, если собеседник не поймет все нюансы и подробности, которые вы хотели донести. Главное – передать основную мысль. Если человек что-то понял из вашей речи, это уже победа.

Чтобы говорить понятно, не переводите русские предложения на английский, а формируйте речь с нуля. Отслеживайте разницу между конструкциями на разных языках: например, по-русски мы говорим: «У меня есть», а по-английски построение фразы совсем другое – «I have». Именно такие «мелочи» влияют на понимание гораздо больше, чем редкие слова и сложные конструкции.

2 УРОКА БЕСПЛАТНО!