Учим английский с помощью психологических трюков

В обучении иностранным языкам важную роль играет психология. С одной стороны, психологические проблемы мешают учиться. С другой, некоторые приемы психологии могут помочь в овладении языком. Для этого нужно использовать научные законы и принципы, открытые учёными-психологами. У этих законов часто пугающие названия, но на самом деле в них нет ничего сложного.

Закон взаимовлияния следов памяти

Этот закон гласит, что человек лучше всего запоминает первый и последний блок из полученной информации. Так происходит благодаря эффектам ретроактивного и проактивного торможения. Первый эффект означает, что с каждым новым блоком информации снижается способность запоминать предыдущие. Дело в том, что нейронные связи не успевают сформироваться, когда мозг уже получает новую порцию. Второй эффект – противоположный: каждый предыдущий блок информации снижает способность запоминать следующий.

Другими словами, чем больше единиц информации подряд мы запоминаем, тем хуже они откладываются в памяти. Лучше всего запоминаются первый и последний блоки. По этой причине в книгах и фильмах мы лучше всего помним начало и конец. И этот же принцип используют официанты в ресторанах, когда перечисляют блюда и ставят в начало и конец те, которые нужно продать в первую очередь.

Планируя занятия английским языком, помните об этом законе. Например, учите самые важные правила или списки слов с самого утра или на ночь. Делайте перерывы после работы над одним блоком информации. После занятий английским языком не переходите сразу к другой сложной умственной деятельности, которая может затормозить запоминание предыдущего материала.

Принцип семи единиц информации за раз

Если довести использование предыдущего закона до идеала, то придется учить по одному слову или одному грамматическому правилу за раз, но это глупо и нерационально. Не стоит впадать в перфекционизм. Ученые уже выяснили, что оптимальное число блоков информации, с которым может справиться наша память без особого труда – это семь. Это примерная цифра – ориентируйтесь на семь плюс/минус два. Так работает кратковременная память у большинства людей.

По этому принципу учите не больше 9 слов за раз. Работая с длинными текстами, читайте за один раз около семи абзацев, после чего делайте перерыв. Старайтесь делить всю информацию по английскому языку на блоки и работайте одновременно не больше, чем с семью-девятью кусками.

Принцип первоочередности

Наша психика устроена таким образом, что первая информация по какой-либо теме кажется нам более правильной и важной, чем вся последующая. Она быстро запоминается и надолго укрепляется в памяти как истина или сформировавшееся мнение. Даже если мы позже получили более точные сведения и отдаем себе отчет в том, что первая информация оказалась недостоверной, подсознательно все равно стремимся верить и искать подтверждения тому, первому неправильному факту.

Этот эффект используют СМИ, чтобы манипулировать мнениями. В любом обучении важно помнить о принципе первоочередности. То, что вы выучите первым, будет сложно забыть. Переучиться гораздо тяжелее, чем научиться. Возможно, вы вспомните примеры из своей жизни. Например, школьный учитель английского научил неправильно произносить какое-то базовое слово, которое застряло у вас в памяти в искаженном варианте. И вы уже знаете, как его правильно говорить, но бессознательно возвращаетесь к старой ошибке.

Поэтому очень важно внимательно выбирать источники информации, когда учите английский язык. Учебники должны быть новыми и качественными, учителя – квалифицированными и добросовестными, а ваше отношение к учебе – ответственным. Не ленитесь посмотреть в словаре правильное произношение слова, чтобы в памяти случайно не отложился вариант, который вы выбрали наугад.

Эффект Зейгарник

Эффект Зейгарник гласит, что у человека в памяти лучше откладываются незавершенные дела, чем завершенные. Этот феномен открыла советский психолог Блюма Зейгарник. Согласно ее экспериментам, у людей со здоровой психикой прерванные действия запоминаются на 90% лучше законченных.

Эффект Зейгарник можно постоянно наблюдать в жизни. Мы быстро забываем материал после того, как сдали экзамен. А несделанные дела часто не дают нам покоя. Фильмы и книги с открытым финалом нам запоминаются лучше, чем с хэппи-эндом. В дороге мы часто не можем вспомнить, какие населенные пункты недавно проехали, зато обычно знаем, какой город будет следующим.

Чтобы использовать эффект Зейгарник в английском языке, никогда не завершайте изучение какой-либо темы. Забудьте о понятии «пройденный материал». Пусть любая тема будет для вас открытой: всегда найдется информация, которую вы не знаете. Например, не беритесь досконально изучить Present Perfect, чтобы наконец закрыть сложную тему. Исследуйте ее постепенно, с разных сторон, на протяжении всего обучения. Всегда возвращайтесь к пройденным темам. Напоминайте себе, что вы еще не все знаете в любом вопросе по английскому языку.

Эффект Ресторфф

Согласно эффекту Ресторфф, человек обращает больше внимания и лучше запоминает объект, который выделяется на фоне остальных. Например, мы можем надолго запомнить прохожего в яркой и нестандартной одежде, а об остальных встреченных в этот день людях даже не вспомним. Нам легко припомнить самое яркое событие прошлого года, но восстановить обыденные действия будет непросто. Этот эффект также известен как эффект изоляции.

Этот психологический трюк очень полезен в обучении. Изолируйте и выделяйте информацию, которую хотите запомнить. Это можно делать множеством разных способов. Например, визуально: подчеркивайте в тексте незнакомые слова, выделяйте их цветным маркером или обводите в кружок. Или используйте звуковой способ: читая текст вслух, произносите сложные и незнакомые слова особенно громко, с сильной интонацией или нараспев. Разбавляйте однообразные блоки информации: в список на тему «природа» вставьте пару непохожих слов. Чтобы навсегда запомнить слово или конструкцию, которое никак не дается, вставьте его в список на другую тему.

Метод ассоциаций

Метод ассоциаций вы наверняка уже применяете в обучении английскому, даже если не знаете о его существовании. Здесь все просто: информация запоминается лучше, если ее ассоциировать с чем-то знакомым. Этот метод также известен как мнемоника или мнемотехника.

Использовать мнемонику можно по-разному. Кому-то нравится подбирать визуальные ассоциации: например, чтобы запомнить идиому it rains cats and dogs, можно представить себе картину – как кошки и собаки падают с неба вместе с проливным дождем. Кто-то подбирает к английским словам фонетические ассоциации на русском: например, запомнить слово look можно с помощью предложения «не могу смотреть, как режут лук». Наконец, можно задействовать воображение: изучая новое слово, представлять в уме, какой этот предмет на ощупь, что с ним можно делать, как его используют.

Еще один полезный способ использовать ассоциации называется метод римской комнаты. Если вам нужно выучить список слов, несколько фраз или текст, походите по своей комнате и расположите каждую единицу информации на какое-либо место – на книгу, лампу, шкаф или картину. Закройте глаза и представьте, где лежат все эти слова и фразы. Пройдитесь по комнате и попытайтесь вспомнить каждое, обращая внимание на предметы, где вы расположили эти слова.

Эффект механических действий

Седьмой и последний в нашем списке психологический эффект основан на том, что память лучше работает во время физической активности. Движения улучшают кровообращение в теле и активизируют работу мозга, и информация запоминается быстрее и качественнее. Некоторые люди используют этот эффект неосознанно. Например, они ходят по комнате, когда учат что-то новое.

Попробуйте заняться физической активностью во время занятий английским языком. Ходите, бегайте и прыгайте, пытаясь разобраться в грамматических правилах или запомнить новую конструкцию.

 

2 УРОКА БЕСПЛАТНО!