Языковая догадка для изучения английского

Многие преподаватели английского не любят, когда ученики, не зная точно, догадываются о значении слова или назначении грамматического правила. Те, кто изучает английский язык, тоже плохо относятся к догадке: гадая, можно сделать ошибку и показать, что ты не знаешь правильного ответа. Но на самом деле, угадывать – важное умение в изучении иностранных языков. Это полезный и эффективный метод, который помогает лучше запоминать слова, глубже понимать грамматику и быстрее осваивать языки.

Зачем нужна догадка в изучении английского

Угадывание – один из важнейших ментальных навыков. Каждый человек развивает его в процессе изучения родного языка. В детстве никто не учит язык по учебникам. Мы слышим слова, идиомы, выражения и предложения и догадываемся об их значении. Мы конструируем новые слова и фразы из имеющихся знаний, только предполагая, что они могут быть правильными. И в итоге всегда осваиваем родной язык на высочайшем уровне – на уровне носителя языка.

Так же осваивают иностранные языки те, кто попал в незнакомую языковую среду. У них нет другого выбора, в каждой ситуации приходится делать догадки и строить предположения на основе контекста: магазине, в аэропорту, на автобусной остановке. В такие моменты мозг и все чувства активно работают, считывая любую полезную информацию, вербальную и невербальную, и учитывая все имеющиеся знания. Такое обучение проходит быстро и эффективно, и уже через несколько месяцев человек начинает свободно говорить на новом языке.

Поэтому будет полезно использовать догадку в своем рутинном изучении английского языка. Ученые называют эту методику компенсаторной стратегией: она компенсирует недостаток знаний. Исследования показывают, что догадка на основе контекста помогает в изучении иностранных языков. Например, проводили такое исследование: одна группа студентов, изучающих французский язык как иностранный, догадывалась о значении незнакомых слов, исходя из контекста, в то время как другая группа просто заучивала новые слова. Первая группа запомнила лексику не только быстрее, но и на более долгий срок.

Нужно развивать языковую догадку еще и потому, что она пригодится в реальной жизни. Изучая английский на курсах, с учебниками и преподавателями, вы можете обойтись без угадывания: искать все новые слова в словаре, задавать вопросы, проверять себя. Но когда вы будете использовать английский язык в жизни, то таких возможностей не будет. В путешествии, во время деловых переговоров, на экзамене по английскому языку вы не будете знать все или иметь под рукой словарь. Тут пригодится умение делать предположения и работать с контекстом.

Еще одно преимущество метода угадывания – это удовольствие, которое с ним связано. Анализировать контекст, строить предположения и проверять свои догадки увлекательно, это похоже на игру или чтение детектива. А сразу получать перевод или объяснения слов и конструкций не так интересно.

Что мешает развивать языковую догадку

Обычно у детей нет никаких проблем с попытками угадывать значение незнакомого слова, будь оно на родном или иностранном языке. Но взрослым сложнее использовать догадку. Первое препятствие – это боязнь сделать ошибку, один из самых вредных факторов при изучении английского языка. Она мешает и развитию языковой догадки: перфекционистам сложно допустить, что они могут сделать ошибку. Как справиться со страхом ошибок – читайте в нашей статье “Психологические проблемы, которые мешают учить английский язык”.

Второй фактор – угадывание занимает больше времени, чем обычное знакомство со словом в словаре или с правилом в учебнике. Нам кажется, что это неэффективно: гораздо быстрее сразу получить информацию и двигаться дальше, чтобы прогресс в английском шел быстрее. Но это не так, ведь нужно еще учитывать качество обучения. Вы быстрее узнали слово, но и быстрее его забудете, а ведь ваша цель – не потратить как можно меньше времени, а освоить английский язык.

Кроме того, угадывание требует небольшого умственного усилия, тогда как сразу выяснить нужную информацию очень просто. Усталость, выгорание, снижение мотивации заставляют избегать таких усилий и действовать по знакомому пути. В таком случае нужно решать эти проблемы и постепенно встраивать упражнения по развитию догадки в свое обучение.

Исследования показывают, что языковая догадка работает более точно, если изучающие иностранный язык мыслят так же, как носители этого языка. Это значит, что у них похожее мировоззрение и культурные установки. Поэтому будет полезно изучать культуру англоязычных стран, их привычки и отношение к разным проблемам.

Как научиться угадывать значения слов

Языковая догадка – важный навык для изучения иностранных языков. Если вы будете постоянно практиковаться угадывать значения слов и выражений, то разовьете этот навык, научитесь делать более точные прогнозы, будете лучше понимать речь на английском языке.

Перед тем, как применять языковую догадку в обучении, важно понимать, что есть два вида угадывания. Первый – выбор ответа наугад, без подготовки, анализа и каких-либо оснований. Результат в большинстве случаев будет неправильным, а эффект для обучения – нулевым. Именно в этом и состоит причина предвзятого отношения к догадке у многих преподавателей и изучающих английский язык.

Второй способ угадывания – предположение, сделанное на основе анализа полученной информации и имеющихся у вас знаний. Если языковая догадка хорошо развита, и вы действовали по правилам, то ответ будет правильным или близким к правильному. А правильные ответы мотивируют практиковаться еще.

Языковую догадку можно использовать как при чтении, так при аудировании. Когда вам встречается незнакомое слово или фраза, не спешите сразу искать перевод или объяснение в словаре. Поразмышляйте над тем, что это может значить, ответив на такие вопросы как:

  • Это фраза или отдельное слово?
  • Это может быть устойчивым выражением?
  • Какой части речи слово — существительное, глагол, прилагательное?
  • О чем говорится в предложении, какие значения подходят для контекста предложения?
  • О чем говорится в абзаце, в тексте? Если это не письменная речь, в какой ситуации встретилось слово? Какие значения подходят для общего контекста?
  • Есть ли невербальные подсказки, которые можно использовать? Проанализируйте жесты, мимику, интонацию.
  • Какое значение вам кажется наиболее подходящим?
  • Есть ли синонимы в английском языке, которые подходят под это значение? Попробуйте мысленно вставить синоним в текст.

Во время упражнения задействуйте все свои прошлые знания по данной теме. Устройте себе мозговой штурм: вспоминайте слова, фразы, идеи, которые ассоциируются с ситуацией.

После того как вы сделали догадку, можно посмотреть слово в словаре: убедиться в правильности ответа или сделать поправки. Если ваша догадка была неправильной, еще раз просмотрите текст и поищите подсказки, которые помогли бы вам сделать более точное предположение.

Если вам ничего не приходит в голову во время этого упражнения, не пытайтесь угадывать наобум и не тратьте время на бесплодные размышления. Можно оставить пока слово в стороне и продолжить слушать или читать. Вернитесь к незнакомому слову позже, когда получите дополнительную информацию.

Важно не только научиться угадывать значение слова, но и определять, в каких ситуациях полезно использовать языковую догадку, а когда лучше посмотреть слово в словаре. Угадывание не может быть основным способом изучения языка, это дополнительный полезный инструмент наряду с другими.

Как развивать языковую догадку

Языковую догадку можно развивать, не только угадывая значения незнакомых слов и выражений, но и используя другие виды деятельности:

  • Игра в шарады. Надо угадывать слово по подсказкам, почти как в упражнении, описанном выше, только подсказки не придется искать самостоятельно.
  • Тренировка грамматики и словообразования. Суффиксы, предлоги, формы слова и грамматические признаки помогают делать более точные догадки. Научитесь делать разборы слов и уделяйте много времени изучению грамматики.
  • Работа со словарем. Парадоксально, но это тоже развивает языковую догадку. Особенно полезны англо-английские словари: для каждого слова в них есть синонимы, объяснения, антонимы, часто используемые фразы.
  • Чтение книг с параллельным переводом. Догадывайтесь о значении незнакомых слов и сразу проверяйте себя. Такие книги помогут научиться быстро использовать языковую догадку.

 

2 УРОКА БЕСПЛАТНО!