Многие преподаватели английского не любят, когда ученики, не зная точно, догадываются о значении слова или назначении грамматического правила. Те, кто изучает английский язык, тоже плохо относятся к догадке: гадая, можно сделать ошибку и показать, что ты не знаешь правильного ответа. Но на самом деле, угадывать – важное умение в изучении иностранных языков. Это полезный и эффективный метод, который помогает лучше запоминать слова, глубже понимать грамматику и быстрее осваивать языки.
Угадывание – один из важнейших ментальных навыков. Каждый человек развивает его в процессе изучения родного языка. В детстве никто не учит язык по учебникам. Мы слышим слова, идиомы, выражения и предложения и догадываемся об их значении. Мы конструируем новые слова и фразы из имеющихся знаний, только предполагая, что они могут быть правильными. И в итоге всегда осваиваем родной язык на высочайшем уровне – на уровне носителя языка.
Так же осваивают иностранные языки те, кто попал в незнакомую языковую среду. У них нет другого выбора, в каждой ситуации приходится делать догадки и строить предположения на основе контекста: магазине, в аэропорту, на автобусной остановке. В такие моменты мозг и все чувства активно работают, считывая любую полезную информацию, вербальную и невербальную, и учитывая все имеющиеся знания. Такое обучение проходит быстро и эффективно, и уже через несколько месяцев человек начинает свободно говорить на новом языке.
Поэтому будет полезно использовать догадку в своем рутинном изучении английского языка. Ученые называют эту методику компенсаторной стратегией: она компенсирует недостаток знаний. Исследования показывают, что догадка на основе контекста помогает в изучении иностранных языков. Например, проводили такое исследование: одна группа студентов, изучающих французский язык как иностранный, догадывалась о значении незнакомых слов, исходя из контекста, в то время как другая группа просто заучивала новые слова. Первая группа запомнила лексику не только быстрее, но и на более долгий срок.
Нужно развивать языковую догадку еще и потому, что она пригодится в реальной жизни. Изучая английский на курсах, с учебниками и преподавателями, вы можете обойтись без угадывания: искать все новые слова в словаре, задавать вопросы, проверять себя. Но когда вы будете использовать английский язык в жизни, то таких возможностей не будет. В путешествии, во время деловых переговоров, на экзамене по английскому языку вы не будете знать все или иметь под рукой словарь. Тут пригодится умение делать предположения и работать с контекстом.
Еще одно преимущество метода угадывания – это удовольствие, которое с ним связано. Анализировать контекст, строить предположения и проверять свои догадки увлекательно, это похоже на игру или чтение детектива. А сразу получать перевод или объяснения слов и конструкций не так интересно.
Обычно у детей нет никаких проблем с попытками угадывать значение незнакомого слова, будь оно на родном или иностранном языке. Но взрослым сложнее использовать догадку. Первое препятствие – это боязнь сделать ошибку, один из самых вредных факторов при изучении английского языка. Она мешает и развитию языковой догадки: перфекционистам сложно допустить, что они могут сделать ошибку. Как справиться со страхом ошибок – читайте в нашей статье “Психологические проблемы, которые мешают учить английский язык”.
Второй фактор – угадывание занимает больше времени, чем обычное знакомство со словом в словаре или с правилом в учебнике. Нам кажется, что это неэффективно: гораздо быстрее сразу получить информацию и двигаться дальше, чтобы прогресс в английском шел быстрее. Но это не так, ведь нужно еще учитывать качество обучения. Вы быстрее узнали слово, но и быстрее его забудете, а ведь ваша цель – не потратить как можно меньше времени, а освоить английский язык.
Кроме того, угадывание требует небольшого умственного усилия, тогда как сразу выяснить нужную информацию очень просто. Усталость, выгорание, снижение мотивации заставляют избегать таких усилий и действовать по знакомому пути. В таком случае нужно решать эти проблемы и постепенно встраивать упражнения по развитию догадки в свое обучение.
Исследования показывают, что языковая догадка работает более точно, если изучающие иностранный язык мыслят так же, как носители этого языка. Это значит, что у них похожее мировоззрение и культурные установки. Поэтому будет полезно изучать культуру англоязычных стран, их привычки и отношение к разным проблемам.
Языковая догадка – важный навык для изучения иностранных языков. Если вы будете постоянно практиковаться угадывать значения слов и выражений, то разовьете этот навык, научитесь делать более точные прогнозы, будете лучше понимать речь на английском языке.
Перед тем, как применять языковую догадку в обучении, важно понимать, что есть два вида угадывания. Первый – выбор ответа наугад, без подготовки, анализа и каких-либо оснований. Результат в большинстве случаев будет неправильным, а эффект для обучения – нулевым. Именно в этом и состоит причина предвзятого отношения к догадке у многих преподавателей и изучающих английский язык.
Второй способ угадывания – предположение, сделанное на основе анализа полученной информации и имеющихся у вас знаний. Если языковая догадка хорошо развита, и вы действовали по правилам, то ответ будет правильным или близким к правильному. А правильные ответы мотивируют практиковаться еще.
Языковую догадку можно использовать как при чтении, так при аудировании. Когда вам встречается незнакомое слово или фраза, не спешите сразу искать перевод или объяснение в словаре. Поразмышляйте над тем, что это может значить, ответив на такие вопросы как:
Во время упражнения задействуйте все свои прошлые знания по данной теме. Устройте себе мозговой штурм: вспоминайте слова, фразы, идеи, которые ассоциируются с ситуацией.
После того как вы сделали догадку, можно посмотреть слово в словаре: убедиться в правильности ответа или сделать поправки. Если ваша догадка была неправильной, еще раз просмотрите текст и поищите подсказки, которые помогли бы вам сделать более точное предположение.
Если вам ничего не приходит в голову во время этого упражнения, не пытайтесь угадывать наобум и не тратьте время на бесплодные размышления. Можно оставить пока слово в стороне и продолжить слушать или читать. Вернитесь к незнакомому слову позже, когда получите дополнительную информацию.
Важно не только научиться угадывать значение слова, но и определять, в каких ситуациях полезно использовать языковую догадку, а когда лучше посмотреть слово в словаре. Угадывание не может быть основным способом изучения языка, это дополнительный полезный инструмент наряду с другими.
Языковую догадку можно развивать, не только угадывая значения незнакомых слов и выражений, но и используя другие виды деятельности:
Наш менеджер свяжется с Вами!
Нажимая на кнопку "Получите бесплатный пробный урок", я даю согласие на обработку персональных данныхНаш менеджер свяжется с Вами!
Нажимая на кнопку "Получите бесплатный пробный урок", я даю согласие на обработку персональных данныхМЫ ДАРИМ 2 ПЕРВЫХ РЕГУЛЯРНЫХ УРОКА СОВЕРШЕННО БЕСПЛАТНО!
(ДА-ДА, ИМЕННО 2 ПОЛНОЦЕННЫХ 45 МИНУТНЫХ УРОКА, А НЕ ПРОБНЫХ, КАК У ДРУГИХ!)
Мне кажется, догадка никогда и нигде не помешает. Это работа мозга, которая дает свои плоды.
Хорошо, когда угадывание превращается в интуитивное понимание языка на основе уже приобретенных знаний и опыта. Это очень помогает вырулить, когда на картах нет нужных указателей, образно выражаясь. Часто помогает контекст. Ну а в самом начале, конечно, имеют место догадки, иногда удачные, позволяющие понять смысл сказанного и не упустить главное. Без этого сложно, когда ты только набираешь лексику и многого еще не знаешь. Интересно было бы, если бы преподаватели уделяли внимание языковым догадкам, а не требовали зубрежки и ругали за невыученные слова. Когда ученик понимает суть и может догадаться о значении неизвестного слова — это тоже в некотором смысле успех. Хотелось бы больше информации об игровых практиках в изучении слов, может быть в отдельной статье.
Можно ли считать, что размышление о значении слова или фразы с целью догадки полезнее, нежели мгновенное заглядывание в словарь?
Не знала, что есть такая методика. Но если слушать новости, смотреть шоу или фильм на английском, догадывание включается само собой. Я вот смотрела Евровидение на английском, но заметила, это и что приблизительно понимаю без перевода минут через пятнадцать. А у меня знания языка так себе.
Да уж, страх ошибок не дает не только ошибаться, но и изучать язык. А ведь ничего страшного нет, если не знать какое-то слово или использовать его неправильно. Со временем все встанет на свои места.
Нередко приходилось, а иногда и сейчас приходится догадываться о значении тех или иных не ходовых или узкоспециальных слов. После прочтения статьи я проанализировала и поняла, что слова, значение которых я верно поняла таким путем, просто догадавшись, надежнее откладываются в памяти. Это интересное наблюдение. И это даже полезно — не в словарь сразу лезть, а попытаться понять по контексту.
Каждый раз смотреть в словарь не будешь, особенно если общаешься с человеком. Я часто по смыслу сам достраиваю ассоциативный ряд и при этом редко ошибаюсь. Даже если слово неправильное, оно очень близко всегда к оригиналу. Ну и не стесняйтесь у собеседника спрашивать, что это такое, все объясняют с удовольствием.
Ну и чем больше слов вы знаете, тем точнее будет языковая догадка. Если предложение длинное, ну я может пару слов не понимаю, но по смыслу встроить аналоги не так сложно. Но правильно тут пишут, что чем больше будете практиковаться, тем точнее она будет. У меня срабатывает отлично.
Догадка очень помогает в изучении языка, развивает логику ну и просто понимание. У меня развитие произошло несколько по другому пути, английский учила по классическим произведениям, там много уже устаревших слов, что не используются. Это сделало речь не только богаче, но и помогает понимать происхождение того или иного слова или выражения, т.к корень чаще всего один.
Многие правила английского языка помню, только потому, что сам догадался, а не потому, что преподаватель рассказал. Так что догадка важна.
Классная стратегия, можно опробовать такой метод на уроках с детьми, возможно, результат запоминания новых слов станет лучше!
Чтобы догадаться, надо уже обладать определенным уровнем владения языком. Главное, свою догадку проверить, чтобы не фиксировать ложные представления. Спасибо автору за разумное понимание и трансляцию именно такого взгляда на вопрос.
Иногда нужно просто немного пораскинуть мозгами и подумать, а как можно додумать слова или чем его можно заменить, ведь в английском языке тоже есть синонимы, как и в русском. Так что по желанию языковая догадка работает на сто процентов. А если что, рунглиш помогает, потому что в целом англичане понимают, что говорят русскоязычные на их языке. Мне так кажется.
Это точно, разные сочетания слов могут совсем поменять фразу. Поэтому догадка может дать неверное значение и запутать. Но, как правильно, вы отметили, если слабый английский и недостаточный словарный запас, а иного выбора нет, то лучше все же постараться угадать. В целом мы очень часто именно так и делаем, когда неплохо понимаем контекст сказанного, не понимая при этом каких-то слов в предложении.