Английская мифология

Мифология – это ранняя форма коллективного сознания, представляющая целостную картину мира на основе народных сказаний, мифов, эпоса. В Европе одновременно развивались четыре ядра мифологии: средиземноморское на основе греческих и римских мифов, скандинавское на севере, славянское на востоке и отдельно британское.

Английская мифология занимает особое положение среди европейских мифологических представлений о мире. Основная причина – островное положение Британии. Остров всегда воспринимался как иной, потусторонний мир, где все необычное и волшебное. Для народов Европы Британия была чудесным местом, манящим к себе переселенцев.

В результате английская мифология вобрала в себя самые разные традиции и представления: мифы кельтов, германцев, англов, саксов, норманнов, шотландцев, ирландцев, валлийцев. Получился узнаваемый, но уникальный мифологический образ, в котором гармонично взаимодействуют между собой скандинавские герои, христианские святые и кельтские боги.

Но несмотря на слияние разных мифов, английскую мифологию сложно назвать целостной, она до сих пор остается разрозненной, разбитой на национальные группы. Английский фольклорист Уильям Томс еще в середине 19 века хотел воссоздать мифологию Британии, объединив мифы воедино по примеру «Немецкой мифологии» Гримма. Но осуществить это на практике оказалось сложно. Исследователям английской мифологии редко удается соединить в единую картину все представления, и они уделяют внимание одной части мифологии – кельтской, валлийской, ирландской.

Кельтская мифология

До прихода кельтов на Британские острова местное население относилось к так называемой Уэссекской культуре. От них остались гробницы и мегалитические сооружения, в том числе знаменитый Стоунхендж. Мегалиты служили местами исцеления, святилищами, входами в потусторонний мир. Но мы почти ничего не знаем о мифологии Уэссекской культуры – от нее осталось слишком мало свидетельств.

Около 600 года до нашей эры на Британских островах появились кельты, принесшие с собой друидизм. Местная мифология смешалась с кельтскими представлениями об устройстве мира. Кельты жили племенами и делились на касты, среди которых высшей считалась жреческая каста друидов. Друиды хранили и передавали из поколения в поколение мифологию кельтов.

Кельты верили, что душа бессмертна и переходит из одного тела в другое. В их мифологии существовали могущественные бессмертные боги. Их пантеон был чрезвычайно богат, но полностью восстановить его пока не удалось. Дошедшие до нас данные неточны и отрывочны.

Кельты верили в бога грома Тараниса, жертвы которому сжигали на костре, в бога войны Езуса, для которого жертв вешали на дереве, в бога племенного коллектива Тевтата, которому нужно было приносить жертвы, утопив их в воде. Существовали также рогатый бог плодородия Кернунн, богиня плодородия Эпона, бог ремесла Суцелл, Луг, Бригантия, Огмиос. У каждого племени были собственные боги: аллоборги верили в Аллоброкса, воконтии – в богиню Воконтию, арамики – в бога Арамо. Ирландские племена почитали Великую богиню-мать Дану, валлийские верили в Гвидиона, богиню Дон, Дилана и Манавидан.

Кельты почитали божественных животных, особенно быков. Был у них и культ лошади. В мифологии кельтов также существовали сверхъестественные существа – лепреконы, феи, спригганы, огры, дух Бугул-Ноз и другие. Многие из них известны по сей день.

Римское влияние на английскую мифологию

В 55 году до нашей эры на Британские острова вторглись римляне. Они принесли с собой римскую веру – сначала веру в Юпитера и других богов, потом иранский культ Митры, а затем христианство. Новая религия тяжело распространялась по Британии: ни кельтское население, ни сами римляне не хотели забывать богов своих предков. Но к 200 году нашей эры на островах уже существовало около 20 христианских общин, появились церкви и базилики.

Христианство в Британии претерпело влияние местной мифологии и отличалось от римской религии. Часто священниками становились друиды и их дети, которые привнесли многие элементы из своей веры. Это было несложно, так как постулаты друидов и христианства во многом совпадали. В друидической религии тоже были представления о распятом боге и о аналоге Троицы – «трех богах сидов». Британские христианские монахи брили голову, как друиды, и отмечали Пасху по-своему.

Англосаксонская мифология

В 5 веке нашей эры в Британию вторглись англосаксонские племена: англы, саксы, юты. Они принесли своих богов и свою мифологию – германскую или, точнее, германско-скандинавскую. У них тоже был обширный пантеон богов во главе с богом мудрости Одином, покровителем воинских дружин, от которого, по легенде, восходит королевский род германцев. Также в Британии появилось верование в бога грома Тора, богиню плодородия Нертус и бога войны Тюра.

Завоевание новых земель повлияло на появление у англосаксов героического эпоса, в котором герои побеждают чудовищ и устанавливают новый порядок на завоеванной территории. Один из примеров – знаменитая поэма «Беовульф», в которой воин из племени гаутов сражается с чудовищем Гренделем, матерью Гренделя и драконом. В этой поэме смешиваются христианские и языческие традиции.

В отличие от кельтских традиций, англосаксонские оставили мало влияния в английской мифологии. Англы и саксы довольно быстро забыли своих богов и приняли христианство, когда в Британию приехал Блаженный Августин.

Легенда о короле Артуре

Британская легенда о короле Артуре – значительная часть английской мифологии, которую можно даже назвать отдельной мифологией – Артурианой. Она зародилась еще во времена сопротивления кельтов англосаксами, но оформилась в Средние века, на рубеже между 12 и 13 столетием. Именно в это время в сюжете легенды появляются главные персонажи – король Артур с супругой, чародей Мерлин, рыцари Круглого стола, Тристан и Изольда, Ланселот и Гвиневра.

Легенда о короле Артуре – художественный народный вымысел об идеальном короле и идеальной стране, но в ее основе есть реальные факты. В Средние века Артур считался исторической личностью, жившей несколько столетий назад, еще во времена владычества Римской империи в Британии. Историки тех времен выдумывали биографию короля на основе существовавших преданий, наделяя его множеством выдуманных черт по традиции средневековой литературы.

Король Артур, согласно легенде, был вождем бриттов в 5-6 веке, успешно сопротивлявшийся нашествию англов и саксов. Он собрал при своем дворе Круглый стол – группу преданных рыцарей. Подвиги рыцарей и короля Артура описаны в многочисленных легендах, в которых чаще всего рассказывается о спасении дам и поисках Святого Грааля – чаши Иисуса Христа.

Несмотря на то, что король Артур боролся с англосаксами, в Средние века он стал национальным героем для англичан. Эта легенда была особенно популярной у британской аристократии. Английские писатели разных времен постоянно обращались к сюжету и персонажам Артурианы. Легенду о короле Артуре использовали Марк Твен, Брэдли, Теннисон, Мэри Стюарт.

Легенда о Робин Гуде

Еще одной важной частью английской мифологии стала легенда о Робин Гуде – предводителе лесных разбойников. Он жил в Шервудском лесу и занимался грабежами. У Робина был отряд из ста лучников, вместе они нападали на богатых людей, грабили их, никого не убивая. При этом бедных и слабых никогда не трогали, а защищали. Робин Гуд враждовал с шерифом Ноттингема, и тот не раз пытался его поймать, но победить разбойника не удавалось.

Робин Гуд был рожден в лесу у мужчины и женщины из разных сословий, которые нарушили общественные запреты. В результате Робин стал принадлежать двум мирам – и человеческому, и лесному миру духов.

Первое упоминание о Робин Гуде на письме появилось в 1304 году, хотя легенда к тому времени уже давно ходила в народе. Историки не могут точно утверждать, был ли у благородного разбойника прототип, или это полностью выдуманная мифологическая фигура. Возможно, Робином Гудом был рыцарь 13 века Роберт де Ким.

Легенда о Робин Гуде прочно вошла в английскую мифологию в 15-16 веках. Благородный разбойник, живший по преданиям не так давно, был гораздо ближе народу, чем возвышенный идеальный образ короля Артура. Легенда также покорила всю Европу и Америку.

Мифологические существа фейри

Английская мифология основана на вере в сверхъестественных существ – фейри или fairy. Их часто называют «феями» на русском языке, но это не совсем точный перевод. В широком смысле фейри – это любые мифологические существа. Они очень разнообразны по внешнему виду и характеру. Есть злые и добрые, красивые и уродливые, озерные и горные, одинокие и живущие группами, бродячие и домашние. Их происхождение неизвестно: одни говорят, что это души умерших, другие – что это падшие ангелы или бесы.

К бродячим фейри относятся эльфы, гоблины, брауни, лепрехуны или лепреконы, фир дарриг, накилеви, пуки и многие другие. У людей живут боуги, жирни, иногда и брауни. У каждого вида есть какая-нибудь странность во внешности или уродство. Так их можно отличить от людей. Например, элле – красивые женщины, но сзади видно, что у них полые затылки. У других фейри нет носа, а третьих козлиные копыта. Почти у всех заостренные уши, раскосые глаза, перепончатые лапы и хвост. Фейри часто носят зеленую одежду.

Фейри могли и помогать, и мешать людям, но сами редко вмешивались в человеческие дела – если не вставать на их пути. Мстят они тем, что насылают болезни – обычно паралич, который называют «эльфийским ударом». Фейри любят воевать друг с другом, а иногда и с людьми. Добрые фейри – хорошие мастера, которые могут научить ремеслу людей. Они любят музыку и танцы и даже занимаются спортом.

 

2 УРОКА БЕСПЛАТНО!