Английская грамматика кажется такой простой по сравнению с русской: в ней нет падежей, склонений, родов, минимум суффиксов и окончаний, предложения строятся по одной и той же схеме. Благодаря этому английский язык считается несложным для изучения. Но и в нем есть несколько грамматических особенностей, которые вызывают трудности у иностранцев. Чаще всего к ним относят артикли, систему времен и неправильные глаголы. Сегодня речь пойдет о неправильных глаголах – об их особенностях, происхождении, формировании и способах запоминания.
Английские глаголы меняют свою форму в зависимости от времени, лица или числа. Лингвисты выделяют пять форм глаголов в английском языке:
Большинство английских глаголов изменяются по определенным правилам – в одинаковых случаях они принимают одни и те же окончания — ed. Такие глаголы называются правильными. К ним относятся сотни или даже тысячи английских глаголов. Open, work, depend, shout, influence, object, ask, answer – все это правильные глаголы.
Неправильные глаголы меняются не по правилам, их можно назвать исключениями. Это касается только двух форм – 2-ой и 3-ей. В этих формах неправильные глаголы принимают непредсказуемый вид – могут прибавить окончание -en, изменить гласную в середине слова, полностью поменять свою форму или остаться такими же.
Неправильных глаголов меньше, чем правильных. Их полный список насчитывает около 450 слов, но носители языка пользуются в лучшем случае половиной. Но дело в том, что неправильные глаголы – наиболее распространенные, базовые, важнейшие в речи. Это глаголы движения, созидания, физиологических действий, речи, чувств, мыслительной деятельности. Они описывают простейшие бытовые действия, с которыми приходится иметь дело каждый день: видеть, есть, давать, получать, думать, знать, делать, падать, приходить, петь. Топ-10 самых используемых глаголов в английском – неправильные. Поэтому их так важно знать, и поэтому их изучение начинается почти с первых уроков английского языка.
В 6-11 веках на Британских островах жили англосаксонские завоеватели из Европы, говорившие на древнеанглийском языке, произошедшем из древнегерманского. Это был синтетический язык со сложной грамматической системой – с падежами, несколькими числами, разными спряжениями. В нем также было две категории глаголов – сильные и слабые.
Слабые глаголы в древнеанглийском языке менялись по определенным правилам – от них произошли современные правильные глаголы. Сильные устанавливали свои, отдельные правила изменения. Всего было семь видов сильных глаголов, в каждом из которых были свои принципы изменения по временам. Сильными были важнейшие в повседневной жизни и самые распространенные глаголы. Таким образом, в древнеанглийском языке неправильных глаголов не было, а была сложная, но четкая система преобразования во 2-ую и 3-ю формы.
В 11 веке Британию захватил норманнский герцог Вильгельм Завоеватель. Английский язык был вытеснен французским и сохранился только в речи простонародья. Норманнский французский оказал на него огромное влияние, появились сотни новых слов, в том числе глаголов. В основном это были глаголы со сложными, абстрактными, не самыми распространенными значениями, которыми пользовалась знать. Тогда как простейшие бытовые действия по-прежнему обозначались древнеанглийскими словами, так как их чаще употребляли крестьяне. Любые новые глаголы в английском языке изменялись по слабому типу, пополняя список правильных глаголов.
Английские средневековые крестьяне сохранили старый английский язык с его сильными глаголами. За несколько веков некоторые из них исчезли, другие изменили свои формы, третьи превратились в слабые. До современности остатки древнеанглийских сильных глаголов дошли в виде неправильных глаголов, уже не подчиняющихся стройной системе изменения по сильному типу. Также некоторые неправильные глаголы произошли не от сильных, а от слабых, которые со временем стали изменять по аналогии с похожими сильными. К ним относятся teach, build, keep.
Неправильные формы с годами утрачиваются, правильные глаголы постепенно становятся все более и более преобладающими. Этот процесс продолжается и сегодня, особенно активно в американском английском. Некоторые глаголы можно изменять сразу двумя способами, например, spell имеет формы spelled или spelt на выбор. В отдельных диалектах встречается и другая тенденция – формировать неправильные глаголы из правильных. Так sneak приобрело форму snuck в прошедшем времени в отличие от стандартного sneaked.
В начале обучения английскому языку на первый взгляд кажется, что неправильные глаголы изменяются непредсказуемо. Но со временем становится понятно, что они следуют некоторым закономерностям. Многие глаголы изменяются по одним и тем же шаблонам. Это остатки от древней системы – бывшего набора правил, действовавших на сильные глаголы. По таким сохранившимся до наших времен шаблонам неправильные глаголы можно объединить в три основные группы:
Let – let – let
Shut – shut- shut
Spend – spent – spent
Feel – felt – felt
Sleep – slept – slept
Break – broke – broken
Rise – rose – risen
Begin – began – begun
Sing – sang – sung
Внутри этих групп тоже можно заметить закономерности. Вот несколько примеров:
Speak – spoke – spoken
Choose – chose – chosen
Break – broke – broken
Forget – forgot – forgotten
Tear – tore – torn
Wear – wore – worn
Ride – rode – ridden
Fly – flew – flown
Throw – threw – thrown
Grow – grew – grown
Find – found – found
Bind – bound – bound
Keep – kept – kept
Meet – met – met
Tell – told – told
Sell – sold – sold
Fight – fought – fought
Catch – caught – caught
Think- thought – thought
Глаголы с приставками изменяются по тем же правилам, что и основные глаголы, от которых они образованы:
Miscast – miscast – miscast
Understand – understood – understood
Repay – repaid — repaid
Это не все возможные варианты, можно выделить еще столько же подобных групп. Почти все неправильные глаголы подчиняются каким-либо правилам и образуют небольшую группу. Исключений, которые изменяются по уникальному шаблону, немного: это глаголы be, go, have, make и do.
Наш менеджер свяжется с Вами!
Нажимая на кнопку "Получите бесплатный пробный урок", я даю согласие на обработку персональных данныхНаш менеджер свяжется с Вами!
Нажимая на кнопку "Получите бесплатный пробный урок", я даю согласие на обработку персональных данныхМЫ ДАРИМ 2 ПЕРВЫХ РЕГУЛЯРНЫХ УРОКА СОВЕРШЕННО БЕСПЛАТНО!
(ДА-ДА, ИМЕННО 2 ПОЛНОЦЕННЫХ 45 МИНУТНЫХ УРОКА, А НЕ ПРОБНЫХ, КАК У ДРУГИХ!)
У меня действительно проблема есть с артиклями и неправильными глаголами, а здесь тема очень хорошо раскрыта. Понятно все объяснено, на конкретных примерах, спасибо за статью!
Почему-то в подобных статьях пишут так, что все понятно, а вот в школе когда учитель пытается объяснить, то 90% учеников не понимают.
Я вот допустим учил сам все эти глаголы, когда учил язык. Если поставить себе цель изучить грамматику, то английский вообще кажется ну нереально простым, по сравнению с русским языком. Выучишь правила и будешь разговаривать в 90% случаев верно.
Мне так не кажется. У меня к русскому дар от природы, а английский я понимаю с грехом пополам.
Не могу согласиться с тем, что английский в изучении проще русского. Для меня, скорее наоборот. Наверно, все потому что, в английском языке большинство правил не поддаются логическому объяснению, как например неправильные глаголы. И для того чтобы их усвоить есть только один способ _ заучить наизусть. В противном случае, докапаться до истины не получится. С неправильными глаголами я столкнулась ещё в школе. Ох и нервов я потратила на их изучение. Но, что я заметила, потом читая в тексте тот или иной глагол, произношение уже приходит само собой, интуитивно как бы. Поэтому практика _ страшная сила
Спасибо за статью. Читали вместе с ребенком, написано все доступно и понятно. А история возникновения неправильных глаголов заинтересовала ребенка особенно. Отдельный плюс за разбивку этих глаголов на группы! Так их запоминать оказывается гораздо проще!
Тема раскрыта хорошо, много примеров, теперь понятно, как правильно употреблять неправильные глаголы в устной речи. С удовольствием читаю ваши статьи, всегда очень много полезной информации!
Раньше считала что нужно просто заучить английские неправильные глаголы, но оказывается есть некоторые закономерности. Запомнить правила для группы слов будет гораздо проще. Отличный совет про ассоциации и контекст, попробую применить.
Я уже измучалась с этими неправильными глаголами. Точнее не я, а дочь. Я вроде и английский знаю на твёрдую 4, но когда пытаюсь помочь ребёнку в учёбе, чувствую себя полный ноль. Тут ведь нет какой то логической цепочки, их нужно выучить. А учить довольно много и сложно. Взяла некоторые примеры объяснения из статьи, стало чуть понятнее, но не все. Стараемся.
Согласна, при изучении анлийского неправильные глаголы наиболее трудный элемент для запоминания. С ними нужно прилично времени повозиться, чтобы уловить суть и выучить их. И всё равно иногда будешь путаться, и что-то забывать. Но, в конечном итоге они тоже выучиваются, и перестают быть проблемой. Я сама на них потратила много времени, но зато сейчас всё нормально, и при составлении предложений всё происходит автоматически, и проблем у меня лично никаких нет. Хотя всё же учить их следует в течении какого-то времени, а не за один день, так будет намного комфортнее, и удобнее. В общем, неправильные глаголы это сложно, но реально.
Помогли мне усвоить тему о правильных и неправильных глаголах и правилах их употребления. Очень понятно и интересно расписано, с отсылкой в историю их возникновения. Спасибо!
Спасибо, ваш сайт очень полезный!
Всегда считал английскую грамматику проще русской, но эти неправильные глаголы — это, конечно, отдельный квест.
В школе, помню, зазубривал таблицы с этими формами, но толку было мало. Потом, когда начал смотреть сериалы и слушать музыку, стал замечать, как они используются в контексте, и постепенно начал их запоминать.
Например, «take-took-taken» — это же просто песня! «I took a walk in the rain» — всё, запомнил. Или «go-went-gone» — «I went to the cinema yesterday» — и снова, в памяти отложилось.
На самом деле, понимаю, что без заучивания никак. Но важно, как это делать. Мне кажется, что просто зубрить списки – это путь в никуда. Надо искать связи, закономерности, как в статье написано. И обязательно использовать в речи, включать в свои фразы.