Сейчас мы уверены, что учить иностранные языки полезно – для работы, для общения, для саморазвития и даже для здоровья. Но раньше люди считали, что языки могут навредить. Например, существовали мифы, что мозг не справится с большим количеством чужеродной информации при изучении иностранного языка, в результате чего разовьется множественное расстройство личности или шизофрения. На самом деле языки, наоборот, улучшают работу мозга. Давайте разберемся, мозг работает с языком, что в нем происходит при изучении иностранных языков и какие преимущества это дает нам.
Для начала нужно понять, как устроен мозг, и где в нем находится место для языка. Мозг человека разделен на два полушария. Правое можно назвать «гуманитарным»: оно отвечает за креативность, фантазию, ассоциативное мышление, творчество, интуицию. Левое полушарие – «техническое»: в его функции входят логика, анализ информации, принятие решений и использование языка. Все, что связано с речью, текстами, изучением языков, берет на себя левое полушарие.
Если еще точнее, языками занимаются два специфических «языковых центра» в левом полушарии: это центр Брока и область Вернике. Центр Брока находится в нижней лобной доле левого полушария мозга. Она отвечает за воспроизведение речи: помогает правильно произносить звуки, подбирать нужные слова, составлять синтактические конструкции, объединять слова в предложения. Если у человека поврежден центр Брока, то у него развивается афазия: он понимает речь, но сам не может связно говорить.
Область Вернике находится в верхней височной извилине левого полушария. Она отвечает за восприятие речи: объединяет набор звуков в слова, подбирает к ним значения, расшифровывает смысл фраз. Если у человека не работает область Вернике, он не понимает речь других людей и не может читать.
Логично предположить, что при изучении иностранных языков в мозгу должны развиваться только эти две зоны, в результате чего у человека улучшаются способности понимать и воспроизводить речь. Но на практике все устроено сложнее. Описанная выше система – упрощенное представление о работе мозга с языком. Центр Брока и область Вернике берут на себя большую часть задач, связанных с речью. Но язык настолько сложен, что требует работы всего мозга. Задействуются разные отделы: одни отвечают за память, другие за семантику, третьи за анализ контекста.
Более того, ученые выяснили, что с языком работает не только левое, но и правое полушарие. Оно часто берет на себя функции обработки и понимания речи. Особенно выражен этот эффект у людей с хорошим знанием иностранных языков: согласно исследованиям, у них активнее задействуются оба полушария во время чтения, аудирования или говорения на любом из языков.
Так что не будет преувеличением вывод, что весь наш мозг работает с языком. Поэтому при изучении иностранных языков могут развиваться разные отделы мозга, связанные с различными функциями. Происходит ли это на практике? Исследования подтверждают, что языки действительно меняют мозг.
Ученые проводили разные эксперименты, чтобы понять, как изучение и знание иностранных языков воздействует на мозг человека. Им удалось доказать, что языки действительно совершенствуют мозг, приводя к заметным структурным изменениям.
Самое известное исследование по этой теме проводилось в университете Лунда в Швеции. В нем приняли участие две группы: шведские разведчики, изучающие иностранный язык, и студенты медицинского вуза как контрольная группа. Разведчикам нужно было в течение трех месяцев интенсивно учить новый язык. Студенты тоже активно занимались учебой, но в их программу не входили иностранные языки.
Через три месяца всем участникам эксперимента сделали МРТ. Исследование показало, что мозг студентов-медиков структурно не поменялся: никакой разницы до и после. Но у разведчиков, которые учили иностранный язык, мозг изменился. В нем произошло утолщение коры в трех областях. Также у них увеличился гиппокамп – зона, ответственная за освоение нового материала и ориентацию в пространстве.
Другой эксперимент провели российский ученый в области нейронаук Юрий Штыров и его коллеги из университета Хельсинки. В их исследовании участвовала группа студентов с разным опытом изучения иностранных языков. Ученые собрали у испытуемых полный «лингвистический анамнез»: они уточняли, сколько языков знает человек, в каком возрасте их освоил, какие иностранные языки учит, на каком уровне их знает и так далее. Затем участники прослушивали слова из родного и разных иностранных языков, а ученые в это время измеряли им электрическую активность мозга с помощью электроэнцефалографии. Среди прослушиваемых слов были совершенно незнакомые участникам. Целью эксперимента было зафиксировать, как меняется активность мозга при обработке новых слов у разных участников.
Исследование показало, что у тех, кто знает иностранные языки, электрическая активность мозга была выше при обработке незнакомых слов. Ученые сделали вывод, что у людей с опытом изучения иностранных языков быстрее формируются нейронные сети, которые сохраняют информацию о новых словах. Это значит, что у таких людей повышенная пластичность мозга. Это помогает им эффективнее и быстрее учиться.
Еще одно исследование проводили итальянские ученые. Они хотели выяснить, как изучение иностранных языков влияет на проявление симптомов деменции и болезни Альцгеймера у пожилых людей. В исследовании принимали участие люди возрастом от 59 до 79 лет. Ученые проанализировали данные и выяснили, что у участников, которые владели иностранными языками, первые симптомы болезни Альцгеймера проявлялись на пять лет позже, чем у тех, кто говорил только на одном языке.
Изучение иностранных языков влияет на различные отделы мозга, а значит, помогает развить самые разные умения и навыки. Изучая английский, вы тренируете множество очевидных способностей – восприятие и анализ информации, память, чтение. При этом вы получаете много дополнительных неожиданных «бонусов» от воздействия языка на мозг. Вот в чем это может проявляться:
Наш менеджер свяжется с Вами!
Нажимая на кнопку "Получите бесплатный пробный урок", я даю согласие на обработку персональных данныхНаш менеджер свяжется с Вами!
Нажимая на кнопку "Получите бесплатный пробный урок", я даю согласие на обработку персональных данныхМЫ ДАРИМ 2 ПЕРВЫХ РЕГУЛЯРНЫХ УРОКА СОВЕРШЕННО БЕСПЛАТНО!
(ДА-ДА, ИМЕННО 2 ПОЛНОЦЕННЫХ 45 МИНУТНЫХ УРОКА, А НЕ ПРОБНЫХ, КАК У ДРУГИХ!)
Интересная статья! Сам изучаю английский уже пару лет и заметил, что стал лучше концентрироваться и запоминать информацию. Даже на работе это помогает — быстрее соображаю при решении задач. А про улучшение слуха — это точно, теперь лучше различаю акценты в фильмах. Здорово, что языки не только для общения полезны, но и мозг тренируют. Удивило, что знание языков может отсрочить проявление болезни Альцгеймера. Это дополнительный стимул не бросать обучение и, может, взяться за второй язык. Никогда не поздно начать, как оказалось. Кстати, заметил, что стал более творчески подходить к решению проблем — видимо, это тоже влияние языков. Теперь понимаю, почему многие успешные люди владеют несколькими языками. Это реально прокачивает мозг по всем фронтам.
Интересная статья. Я и так знала, что изучение иностранных языков полезно не только практически для работы, жизни, но и для мозга и здоровья. Однако здесь открыла для себя больше нюансов. Интересные примеры и наблюдения приведены. Я вообще всегда и всем советую учить любой иностранный язык, какой душе ближе, независимо от потребностей, амбиций, путешествий. Просто хотя бы ради собственного развития и поддержки работы мозга. Еще это хорошо структурирует и организует. Я в принципе человек дисциплинированный, но все равно замечаю за собой, как принципы изучения языка перекладываю и на другие сферы жизни и это мне помогает.
Изучать языки, как и все новое. вообще для мозга полезно. Неслучайно же ученые так долго живут и меньше подвержены возрастным изменениям мозга. И вообще учить иностранные языки — это вызов для человека, это дополнительная нагрузка, но она должна быть только в радость. Даже если учить только один язык, и то как продвинешься и насколько станешь умнее и любознательнее в целом. Интересно, что то, что я учила когда-то давно, до сизх пор помнится, а не выветрилось из памяти. Так что хотя бы по 15 минут в день на изучение языка — это уже большой прогресс, не говоря о чем-то более долгом и основательном.