Как найти или повысить мотивацию к изучению английского

Мотивация играет важнейшую роль в любом процессе обучения. Мотивированный человек с энтузиазмом берется за дело и быстро учится. Интересно, что на первых этапах обучения почти у всех людей обычно высокая мотивация, сильное желание учиться, любознательность. Это способствует быстрому прогрессу. Но со временем мотивация снижается, интерес к новым знаниям падает, смысл учиться теряется. Страдает и качество обучения – а это опять негативно влияет на мотивацию. Получается замкнутый круг. Бросать обучение не хочется, но уже приходится с трудом заставлять себя. Изучение языков – не исключение. Такая ситуация часто встречается у людей, которые учат английский. Но возродить мотивацию к языку и поддерживать ее на высоком уровне можно. Как – читайте дальше.

Ставить правильные цели

В основе любой мотивации лежит цель. Желание что-то делать появляется тогда, когда мы хотим чего-то добиться. Вы можете не задумываться о своих целях, но если вы учите английский, то какая-то цель у вас уже есть. Для начала проанализируйте свои цели, сделайте их осознанными. Задайте себе вопросы – зачем мне нужно учить английский? Что я хочу достигнуть в результате обучения? Как это мне поможет в моих глобальных жизненных целях?

Чтобы мотивация была высокой и постоянной, цели должны быть правильными. У правильной цели есть несколько критериев:

  •       конкретность. Цель должна быть ясной и оформленной. Общие, расплывчатые, ничего не значащие формулировки не способствуют повышению мотивации. Учить английский «на будущее», «вдруг пригодится», «на всякий случай» сложно, потому что такие цели неопределенны, они не вызывают желания и энтузиазма.
  •       позитивность. Позитивные цели – это стремление чего-то добиться. Негативные – это желание чего-то избежать. Первые повышают мотивацию и помогают в учебе, вторые – наоборот. Учить английский «чтобы не уволили» или «чтобы не отставать от других» неправильно.
  •       внутренний источник. Желание учить английский должно идти изнутри, а не вызываться внешними обстоятельствами. Такие цели, как «разговаривать на английском не хуже коллеги по работе», «похвастаться перед друзьями», «заслужить одобрение родителей» быстро утратят свою важность и снизят мотивацию.
  •       адекватность. Цели не должны быть великими. Может показаться, что это стимулирует учиться, но по результатам исследований это только снижает мотивацию. Энтузиазм быстро пропадет, если вы поставите перед собой цель «научиться разговаривать на уровне носителя за полгода».

Проверьте свои цели на соответствие этим критериям. Если ваши цели достаточно определенны, позитивны, не слишком огромны и идут изнутри, значит, проблемы с мотивацией возникают по другим причинам. Но если цели не соответствуют списку выше по одному или нескольким пунктам, пересмотрите их: найдите внутреннюю мотивацию, конкретизируйте, упростите, переформулируйте позитивно.

Запишите сформулированные цели изучения английского. Можете не расписывать подробно, хватит одного емкого предложения. Напишите его в ежедневнике, рабочей тетради по английскому или на рабочем столе компьютера. Запомните свою цель и почаще к ней обращайтесь.

Делать маленькие шаги

Даже самая правильная цель не поможет сама по себе поддерживать мотивацию на высоком уровне. Чтобы ее достичь, понадобятся месяцы, а то и годы непрерывной работы – мало у кого хватит энтузиазма, если его не поддерживать. Поддерживать же его просто. Для этого нужно разбивать цели на более мелкие задачи, а процесс обучения – на маленькие шаги.

Такую методику используют преподаватели, составители учебных программ, учебников и курсов по английскому языку. Весь материал обязательно разбивается на части – главы или уроки с конкретными небольшими целями. В своей самостоятельной работе вы тоже можете разбивать обучение на части: например, читая книгу в оригинале, ставить задачи прочитать по несколько страниц. Исходите из своих возможностей и особенностей: разбивайте процесс обучения так, чтобы вам было комфортно, а мотивация не снижалась.

Держа в уме общую цель, концентрируйтесь на небольших задачах. Планомерное, регулярное, постоянно выполнение маленьких шажков определяет ваш прогресс на пути к цели. Не беритесь за несколько задач сразу. Выполняя одну задачу, вы получаете дозу дофамина и испытываете удовлетворение. Это дает вам достаточно мотивации для следующей задачи.

Получать позитивные эмоции

Успешно выполняя поставленную задачу, мы радуемся результату. Позитивные эмоции подкрепляют мотивацию. Значит, нужно искать в обучении больше приятных моментов. Вот несколько способов это сделать:

  1. Избегайте негативных ассоциаций с учебой. Для этого не пропускайте занятия, приходите подготовленными и выбирайте адекватный уровень сложности под свои возможности. Запуская учебу, вы будете испытывать чувство стыда, недовольства, страха перед преподавателями. Негативные эмоции будут снижать мотивацию.
  2. Подкрепляйте процесс обучения наградами. Это могут быть любые приятные для вас вещи – поход в кино, пирожное, прогулка. Но лучше, если вознаграждения будут связаны тем или иным образом с английским языком. Например, выполнив поставленную задачу, посмотрите любимый фильм в оригинале.
  3. Получайте удовольствие от результатов учебы. Научившись правильно произносить сложные звуки, смакуйте свою речь, когда разговариваете на английском. Поняв смысл прочитанного текста, обратите на это внимание – как здорово читать на иностранном языке. Радуйтесь тому, что понимаете на слух текст англоязычной песни или реплику носителя языка.

Придерживаться адекватной сложности

Мы уже не раз упоминали про правильный уровень сложности для изучения английского языка. Это очень важный фактор для поддерживания мотивации, который можно вынести в отдельный пункт. Адекватная сложность означает, что вам не слишком просто и не слишком сложно учиться. Когда очень просто, становится неинтересно и мотивация снижается. Когда сложно, почти ничего не получается, желание учиться тоже пропадает.

Адекватная сложность выбирается индивидуально. Она зависит от двух факторов – уровня знания английского и индивидуального отношения к обучению. Первый фактор объективный, его определить несложно, можно пройти тесты или проконсультироваться у опытного преподавателя. Второй скорее субъективный и зависит от особенностей психики, характера, опыта человека. Одним людям нравятся вызовы – сложные задачи на пределе их возможностей. Сталкиваясь с серьезными трудностями, такие люди с энтузиазмом берутся за дело. Других такие вызовы, наоборот, останавливают. Им нужны не очень сложные, явно посильные задачи, от которых у них не падает мотивация. Постепенно их решая, они достигают таких же результатов, как и люди из первой группы.

Выясните свой уровень английского и определите, как вам больше нравится учиться. Если у вас возрастает мотивация с повышением уровня сложности, перейдите в более высокую группу или возьмите материал для следующего уровня. Если наоборот, сбавьте темп, не требуйте от себя многого, ищите материалы чуть легче.

Отдыхать

Отдых играет огромную роль в мотивации. Усталость, перенапряжение, концентрация на одних и тех же задачах естественным образом снижает желание учиться – так мозг требует отдыха. Чтобы эффективно работать, мозг должен время от времени расслабляться, заряжаться и перезагружаться.

Иногда можно руководствоваться и поговоркой «лучший отдых – смена деятельности», но не забывайте и про настоящий отдых. Делайте перерывы во время ежедневных занятий английским – попейте чай, посмотрите в окно пять минут. Готовясь к экзамену, устраивайте большие перерывы – погуляйте, почитайте книжку. Позволяйте себе время от времени устраивать выходные от английского.

Не бойтесь отдыхать, это не пустая трата времени, а полезная практика, которая значительно повысит эффективность занятий. Обратите внимание, что парадоксальным образом перерывы помогают выучить больше за такой же период времени без отдыха. И главное, отдых поддерживает высокую мотивацию к обучению. Отдохнувший человек полон сил, желания и энтузиазма.

 

2 УРОКА БЕСПЛАТНО!