Мотивация играет важнейшую роль в любом процессе обучения. Мотивированный человек с энтузиазмом берется за дело и быстро учится. Интересно, что на первых этапах обучения почти у всех людей обычно высокая мотивация, сильное желание учиться, любознательность. Это способствует быстрому прогрессу. Но со временем мотивация снижается, интерес к новым знаниям падает, смысл учиться теряется. Страдает и качество обучения – а это опять негативно влияет на мотивацию. Получается замкнутый круг. Бросать обучение не хочется, но уже приходится с трудом заставлять себя. Изучение языков – не исключение. Такая ситуация часто встречается у людей, которые учат английский. Но возродить мотивацию к языку и поддерживать ее на высоком уровне можно. Как – читайте дальше.
В основе любой мотивации лежит цель. Желание что-то делать появляется тогда, когда мы хотим чего-то добиться. Вы можете не задумываться о своих целях, но если вы учите английский, то какая-то цель у вас уже есть. Для начала проанализируйте свои цели, сделайте их осознанными. Задайте себе вопросы – зачем мне нужно учить английский? Что я хочу достигнуть в результате обучения? Как это мне поможет в моих глобальных жизненных целях?
Чтобы мотивация была высокой и постоянной, цели должны быть правильными. У правильной цели есть несколько критериев:
Проверьте свои цели на соответствие этим критериям. Если ваши цели достаточно определенны, позитивны, не слишком огромны и идут изнутри, значит, проблемы с мотивацией возникают по другим причинам. Но если цели не соответствуют списку выше по одному или нескольким пунктам, пересмотрите их: найдите внутреннюю мотивацию, конкретизируйте, упростите, переформулируйте позитивно.
Запишите сформулированные цели изучения английского. Можете не расписывать подробно, хватит одного емкого предложения. Напишите его в ежедневнике, рабочей тетради по английскому или на рабочем столе компьютера. Запомните свою цель и почаще к ней обращайтесь.
Даже самая правильная цель не поможет сама по себе поддерживать мотивацию на высоком уровне. Чтобы ее достичь, понадобятся месяцы, а то и годы непрерывной работы – мало у кого хватит энтузиазма, если его не поддерживать. Поддерживать же его просто. Для этого нужно разбивать цели на более мелкие задачи, а процесс обучения – на маленькие шаги.
Такую методику используют преподаватели, составители учебных программ, учебников и курсов по английскому языку. Весь материал обязательно разбивается на части – главы или уроки с конкретными небольшими целями. В своей самостоятельной работе вы тоже можете разбивать обучение на части: например, читая книгу в оригинале, ставить задачи прочитать по несколько страниц. Исходите из своих возможностей и особенностей: разбивайте процесс обучения так, чтобы вам было комфортно, а мотивация не снижалась.
Держа в уме общую цель, концентрируйтесь на небольших задачах. Планомерное, регулярное, постоянно выполнение маленьких шажков определяет ваш прогресс на пути к цели. Не беритесь за несколько задач сразу. Выполняя одну задачу, вы получаете дозу дофамина и испытываете удовлетворение. Это дает вам достаточно мотивации для следующей задачи.
Успешно выполняя поставленную задачу, мы радуемся результату. Позитивные эмоции подкрепляют мотивацию. Значит, нужно искать в обучении больше приятных моментов. Вот несколько способов это сделать:
Мы уже не раз упоминали про правильный уровень сложности для изучения английского языка. Это очень важный фактор для поддерживания мотивации, который можно вынести в отдельный пункт. Адекватная сложность означает, что вам не слишком просто и не слишком сложно учиться. Когда очень просто, становится неинтересно и мотивация снижается. Когда сложно, почти ничего не получается, желание учиться тоже пропадает.
Адекватная сложность выбирается индивидуально. Она зависит от двух факторов – уровня знания английского и индивидуального отношения к обучению. Первый фактор объективный, его определить несложно, можно пройти тесты или проконсультироваться у опытного преподавателя. Второй скорее субъективный и зависит от особенностей психики, характера, опыта человека. Одним людям нравятся вызовы – сложные задачи на пределе их возможностей. Сталкиваясь с серьезными трудностями, такие люди с энтузиазмом берутся за дело. Других такие вызовы, наоборот, останавливают. Им нужны не очень сложные, явно посильные задачи, от которых у них не падает мотивация. Постепенно их решая, они достигают таких же результатов, как и люди из первой группы.
Выясните свой уровень английского и определите, как вам больше нравится учиться. Если у вас возрастает мотивация с повышением уровня сложности, перейдите в более высокую группу или возьмите материал для следующего уровня. Если наоборот, сбавьте темп, не требуйте от себя многого, ищите материалы чуть легче.
Отдых играет огромную роль в мотивации. Усталость, перенапряжение, концентрация на одних и тех же задачах естественным образом снижает желание учиться – так мозг требует отдыха. Чтобы эффективно работать, мозг должен время от времени расслабляться, заряжаться и перезагружаться.
Иногда можно руководствоваться и поговоркой «лучший отдых – смена деятельности», но не забывайте и про настоящий отдых. Делайте перерывы во время ежедневных занятий английским – попейте чай, посмотрите в окно пять минут. Готовясь к экзамену, устраивайте большие перерывы – погуляйте, почитайте книжку. Позволяйте себе время от времени устраивать выходные от английского.
Не бойтесь отдыхать, это не пустая трата времени, а полезная практика, которая значительно повысит эффективность занятий. Обратите внимание, что парадоксальным образом перерывы помогают выучить больше за такой же период времени без отдыха. И главное, отдых поддерживает высокую мотивацию к обучению. Отдохнувший человек полон сил, желания и энтузиазма.
Наш менеджер свяжется с Вами!
Нажимая на кнопку "Получите бесплатный пробный урок", я даю согласие на обработку персональных данныхНаш менеджер свяжется с Вами!
Нажимая на кнопку "Получите бесплатный пробный урок", я даю согласие на обработку персональных данныхМЫ ДАРИМ 2 ПЕРВЫХ РЕГУЛЯРНЫХ УРОКА СОВЕРШЕННО БЕСПЛАТНО!
(ДА-ДА, ИМЕННО 2 ПОЛНОЦЕННЫХ 45 МИНУТНЫХ УРОКА, А НЕ ПРОБНЫХ, КАК У ДРУГИХ!)