Плюсы обучения английскому во взрослом возрасте

Считается, что дети лучше осваивают иностранные языки. У них хорошая память и пластичный мозг. Они отлично имитируют произношение, схватывают новые слова на лету, запоминают большие объемы информации, а грамматика у них как будто усваивается сама собой.

Считается, что чем старше человек, тем сложнее ему учиться новому, особенно это касается иностранных языков. Память уже не та, слова надо долго заучивать, грамматика не осваивается интуитивно. Многие по этой причине отказываются учить английский язык после пятидесяти, сорока или даже тридцати лет: упустили время.

Действительно ли детям иностранные языки даются проще? После какого возраста нет смысла учить английский? Есть ли у взрослых какие-нибудь преимущества и как их использовать?

Кому легче учить иностранный язык: детям или взрослым

Специалисты говорят, что дети быстрее и проще овладевают иностранными языками, чем взрослые люди. Практика тоже часто это подтверждает. Например, в семьях, эмигрировавших в другую страну, дети заговаривают на новом языке уже через месяц, тогда как взрослым требуется как минимум несколько месяцев, чтобы вести беседу с носителями языка.

Исследователи выделяют несколько причин, по которым детям проще даются иностранные языки:

  1. Особенности работы мозга. Детство – это период подготовки к самостоятельной жизни, во время которого нужно получить максимум знаний об окружающем мире. Поэтому детский мозг, детская психика, весь организм ребенка заточены под обучение. У ребенка еще нет знаний и опыта, поэтому его мозг нацелен на внешний мир, жадно впитывает любую новую информацию и тут же мотивирует применять ее на практике. Именно поэтому у детей хорошая память и отличные имитационные способности, а это очень помогает в изучении языков.
  2. Особенности освоения речи. Это частный случай первого пункта: мозг детей особенно хорошо заточен под освоение языка. Овладеть родным языком – одна из главнейших задач, которые стоят перед маленьким ребенком. Буквально за два-три года ребенок с нуля осваивает новый язык без специальных усилий с его стороны и со стороны взрослых. Достаточно просто слышать, как разговаривают на этом языке. То же самое происходит с иностранным языком: речевые центры мозга, работающие на полную мощность с высокой чувствительностью, не видят большой разницы между родным и иностранным языками. Но с возрастом способность схватывать язык на лету теряется: в ней уже нет такой необходимости. Соответственно становится сложнее и изучать иностранные языки.
  3. Меньше психологических проблем. Дети обычно больше открыты миру, реже стесняются других людей, не боятся делать ошибки, не делят людей на своих и чужих. У них нет сложившихся стереотипов о себе и своих способностях к обучению, нет тревог по поводу того, получится ли у них выучить английский и не станет ли сильный акцент препятствием в продвижении по службе. Они полностью отдаются процессу, которым им интересен, и никакие тревоги им не мешают.
  4. Больше времени на обучение. Чтобы выучить иностранный язык, детям нужны занятия и игры. Игровая деятельность и учеба – это то, на что дети и так тратят большую часть своего времени. У них меньше отвлекающих факторов, как у взрослых: работа, хлопоты по дому и другие обязанности.

Почему взрослым не поздно учить английский

Может показаться, что с такими преимуществами у взрослых нет шанса конкурировать с детьми в сфере иностранных языков. Некоторым даже обидно, что они упустили время, и это снижает мотивацию. Кажется, что нет смысла учить, если на это теперь надо больше усилий, а результат будет хуже. Также многие переживают, что слишком поздно отдали своих детей на английский. Но можно ли однозначно говорить, что лучше учить английский в детстве, чем во взрослом возрасте?

Практика показывает, что люди могут выучить язык вплоть до уровня носителя и после тридцати, сорока, пятидесяти, шестидесяти и так далее. Иногда даже в короткие сроки. Кроме перечисленных выше факторов, которые дают детям преимущества, есть множество других. Детям мешают учить английский невнимательность, неусидчивость, недостаточная мотивация и другие проблемы. На практике далеко не все изучающие английский в детстве используют свои преимущества и добиваются высоких результатов.

Обратите внимание и на такой вопрос: детям требуется меньший словарный запас, чтобы хорошо и бегло говорить на английском языке. Им нужно меньше абстрактных слов, прилагательных, сложных грамматических конструкций просто потому, что их жизнь и опыт проще и ограниченнее. Поэтому дети быстрее достигают нужной планки. Взрослые на этой же планке еще недостаточно хорошо знают язык.

У взрослых тоже есть свои плюсы, которых нет у детей, и именно поэтому многие добиваются больших успехов в зрелом возрасте. Если вы будете знать о своих преимуществах, это поможет учить английский с большей эффективностью и придаст мотивации.

Какие преимущества у взрослых в изучении иностранных языков

Может быть, у взрослых людей хуже память и меньше интуитивных способностей для освоения иностранных языков, но у них много других преимуществ перед детьми:

  1. Больше опыта в обучении. Взрослые люди уже знают, как учиться: они прошли школу, ходили на курсы, учились в вузах, повышали квалификацию. Они умеют анализировать материал, знают свои сильные и слабые стороны, умеют планировать время. У многих есть навыки обработки больших объемов информации и систематизации данных. Многие знают, как работать с обучающими приложениями, справочниками, словарями, конспектами. Все это очень упрощает обучение.
  2. Больше опыта в жизни, участия в разных ситуациях. Детям сложно запоминать многие слова просто потому, что они знают их только теоретически, но никогда не встречались с ними в реальной жизни. Налог, конференция, отпуск – вроде понятные, но далекие от детского опыта слова. У взрослых большой жизненный опыт и вся новая информация легко на него ложится, а поэтому легко запоминается.
  3. Хорошее владение родным языком. Это продолжение двух предыдущих пунктов: у взрослых еще и больше языкового опыта. Они знают больше слов своего языка, хорошо владеют грамматикой, чувствуют структуру родного языка, понимают взаимосвязи в языке и функции разных элементов. Также у взрослых большой опыт работы с текстами.
  4. Способность учиться осознанно и целенаправленно, самостоятельно себя мотивировать. Дети учатся в игре или в реальной жизни. Классическое обучение должно быть для них интересным и увлекательным, иначе они не будут учиться. Задача мотивировать детей ложиться на плечи преподавателя, но это сложная задача. Не все педагоги умеют заинтересовать английским настолько, чтобы дети учили язык на протяжении длительного времени. И не всех детей можно увлечь языком даже с помощью игры. А взрослые умеют учиться и мотивировать себя, им не нужны особые условия. Это доказано на исследованиях: более старшие группы учеников показывают лучшие результаты в изучении нового грамматического правила.
  5. Внимательность, самоконтроль, усидчивость. У взрослых людей сложившаяся и устойчивая психика, мозг уже сформировался и научился управлять вниманием. Взрослые могут долго концентрироваться на одном задании, регулярно заниматься, справляться со скукой и нежеланием. Они умеют контролировать свои эмоции, не страдают от нетерпения. Кстати, объем памяти у взрослых людей больше, чем у детей.
  6. Осознанность, способность к рефлексии. Чтобы преподавателю найти подход к детям, нужно быть хорошим психологом, нужно экспериментировать, пробовать разные варианты. Детям сложно самостоятельно оценить, что им будет интереснее, что у них лучше получается, как им лучше подавать информацию. Взрослые же умеют это отслеживать и могут напрямую говорить учителю, как они лучше воспринимают материал и в каких сферах у них есть сложности. Это делает обучение гораздо эффективнее.

Не жалейте об упущенных возможностях и используйте те преимущества, которые у вас есть. Поверьте, что овладеть английским языком можно в любом возрасте. 

 

2 УРОКА БЕСПЛАТНО!