Плюсы обучения английскому во взрослом возрасте
Считается, что дети лучше осваивают иностранные языки. У них хорошая память и пластичный мозг. Они отлично имитируют произношение, схватывают новые слова на лету, запоминают большие объемы информации, а грамматика у них как будто усваивается сама собой.
Считается, что чем старше человек, тем сложнее ему учиться новому, особенно это касается иностранных языков. Память уже не та, слова надо долго заучивать, грамматика не осваивается интуитивно. Многие по этой причине отказываются учить английский язык после пятидесяти, сорока или даже тридцати лет: упустили время.
Действительно ли детям иностранные языки даются проще? После какого возраста нет смысла учить английский? Есть ли у взрослых какие-нибудь преимущества и как их использовать?
Кому легче учить иностранный язык: детям или взрослым
Специалисты говорят, что дети быстрее и проще овладевают иностранными языками, чем взрослые люди. Практика тоже часто это подтверждает. Например, в семьях, эмигрировавших в другую страну, дети заговаривают на новом языке уже через месяц, тогда как взрослым требуется как минимум несколько месяцев, чтобы вести беседу с носителями языка.
Исследователи выделяют несколько причин, по которым детям проще даются иностранные языки:
- Особенности работы мозга. Детство – это период подготовки к самостоятельной жизни, во время которого нужно получить максимум знаний об окружающем мире. Поэтому детский мозг, детская психика, весь организм ребенка заточены под обучение. У ребенка еще нет знаний и опыта, поэтому его мозг нацелен на внешний мир, жадно впитывает любую новую информацию и тут же мотивирует применять ее на практике. Именно поэтому у детей хорошая память и отличные имитационные способности, а это очень помогает в изучении языков.
- Особенности освоения речи. Это частный случай первого пункта: мозг детей особенно хорошо заточен под освоение языка. Овладеть родным языком – одна из главнейших задач, которые стоят перед маленьким ребенком. Буквально за два-три года ребенок с нуля осваивает новый язык без специальных усилий с его стороны и со стороны взрослых. Достаточно просто слышать, как разговаривают на этом языке. То же самое происходит с иностранным языком: речевые центры мозга, работающие на полную мощность с высокой чувствительностью, не видят большой разницы между родным и иностранным языками. Но с возрастом способность схватывать язык на лету теряется: в ней уже нет такой необходимости. Соответственно становится сложнее и изучать иностранные языки.
- Меньше психологических проблем. Дети обычно больше открыты миру, реже стесняются других людей, не боятся делать ошибки, не делят людей на своих и чужих. У них нет сложившихся стереотипов о себе и своих способностях к обучению, нет тревог по поводу того, получится ли у них выучить английский и не станет ли сильный акцент препятствием в продвижении по службе. Они полностью отдаются процессу, которым им интересен, и никакие тревоги им не мешают.
- Больше времени на обучение. Чтобы выучить иностранный язык, детям нужны занятия и игры. Игровая деятельность и учеба – это то, на что дети и так тратят большую часть своего времени. У них меньше отвлекающих факторов, как у взрослых: работа, хлопоты по дому и другие обязанности.
Почему взрослым не поздно учить английский
Может показаться, что с такими преимуществами у взрослых нет шанса конкурировать с детьми в сфере иностранных языков. Некоторым даже обидно, что они упустили время, и это снижает мотивацию. Кажется, что нет смысла учить, если на это теперь надо больше усилий, а результат будет хуже. Также многие переживают, что слишком поздно отдали своих детей на английский. Но можно ли однозначно говорить, что лучше учить английский в детстве, чем во взрослом возрасте?
Практика показывает, что люди могут выучить язык вплоть до уровня носителя и после тридцати, сорока, пятидесяти, шестидесяти и так далее. Иногда даже в короткие сроки. Кроме перечисленных выше факторов, которые дают детям преимущества, есть множество других. Детям мешают учить английский невнимательность, неусидчивость, недостаточная мотивация и другие проблемы. На практике далеко не все изучающие английский в детстве используют свои преимущества и добиваются высоких результатов.
Обратите внимание и на такой вопрос: детям требуется меньший словарный запас, чтобы хорошо и бегло говорить на английском языке. Им нужно меньше абстрактных слов, прилагательных, сложных грамматических конструкций просто потому, что их жизнь и опыт проще и ограниченнее. Поэтому дети быстрее достигают нужной планки. Взрослые на этой же планке еще недостаточно хорошо знают язык.
У взрослых тоже есть свои плюсы, которых нет у детей, и именно поэтому многие добиваются больших успехов в зрелом возрасте. Если вы будете знать о своих преимуществах, это поможет учить английский с большей эффективностью и придаст мотивации.
Какие преимущества у взрослых в изучении иностранных языков
Может быть, у взрослых людей хуже память и меньше интуитивных способностей для освоения иностранных языков, но у них много других преимуществ перед детьми:
- Больше опыта в обучении. Взрослые люди уже знают, как учиться: они прошли школу, ходили на курсы, учились в вузах, повышали квалификацию. Они умеют анализировать материал, знают свои сильные и слабые стороны, умеют планировать время. У многих есть навыки обработки больших объемов информации и систематизации данных. Многие знают, как работать с обучающими приложениями, справочниками, словарями, конспектами. Все это очень упрощает обучение.
- Больше опыта в жизни, участия в разных ситуациях. Детям сложно запоминать многие слова просто потому, что они знают их только теоретически, но никогда не встречались с ними в реальной жизни. Налог, конференция, отпуск – вроде понятные, но далекие от детского опыта слова. У взрослых большой жизненный опыт и вся новая информация легко на него ложится, а поэтому легко запоминается.
- Хорошее владение родным языком. Это продолжение двух предыдущих пунктов: у взрослых еще и больше языкового опыта. Они знают больше слов своего языка, хорошо владеют грамматикой, чувствуют структуру родного языка, понимают взаимосвязи в языке и функции разных элементов. Также у взрослых большой опыт работы с текстами.
- Способность учиться осознанно и целенаправленно, самостоятельно себя мотивировать. Дети учатся в игре или в реальной жизни. Классическое обучение должно быть для них интересным и увлекательным, иначе они не будут учиться. Задача мотивировать детей ложиться на плечи преподавателя, но это сложная задача. Не все педагоги умеют заинтересовать английским настолько, чтобы дети учили язык на протяжении длительного времени. И не всех детей можно увлечь языком даже с помощью игры. А взрослые умеют учиться и мотивировать себя, им не нужны особые условия. Это доказано на исследованиях: более старшие группы учеников показывают лучшие результаты в изучении нового грамматического правила.
- Внимательность, самоконтроль, усидчивость. У взрослых людей сложившаяся и устойчивая психика, мозг уже сформировался и научился управлять вниманием. Взрослые могут долго концентрироваться на одном задании, регулярно заниматься, справляться со скукой и нежеланием. Они умеют контролировать свои эмоции, не страдают от нетерпения. Кстати, объем памяти у взрослых людей больше, чем у детей.
- Осознанность, способность к рефлексии. Чтобы преподавателю найти подход к детям, нужно быть хорошим психологом, нужно экспериментировать, пробовать разные варианты. Детям сложно самостоятельно оценить, что им будет интереснее, что у них лучше получается, как им лучше подавать информацию. Взрослые же умеют это отслеживать и могут напрямую говорить учителю, как они лучше воспринимают материал и в каких сферах у них есть сложности. Это делает обучение гораздо эффективнее.
Не жалейте об упущенных возможностях и используйте те преимущества, которые у вас есть. Поверьте, что овладеть английским языком можно в любом возрасте.
У детей все-таки плюсов больше. Они общаются со сверстниками и запоминают быстрее. Взрослые же целенаправленно учат и если есть желание, то выучить можно, но вот поставить произношение намного сложнее.
C автором по большей части согласен, полезная информация, благодарю. Маме своей выслал почитать статью, никак не хочет взяться за английский. Уж 1-2 часа времени в день любой взрослый человек в состоянии выделить на самообучение. И не важно, будет это английский или другой язык. При грамотном распределении времени и подходу к обучению в любом возрасте можно выучить любой язык. Как пример — муж моей сестры, ему 42 года, эмигрировали семьей. Он ни слова не знал по-английски, за 1,5 года выучил. Так что статья очень полезная для тех, кто «думает, что поздно» и для мотивации к обучению в любом возрасте!
Английский как второй язык (школьный — немецкий на хорошем уровне), начал учить уже после 35-ти лет для карьеры. Далось, если честно, то очень сложно. Куда сложнее, чем в детстве. Спасала только усидчивость и способность заставлять себя учить. Но после трех-четырех месяцев занятий, дело пошло легче.
Все равно мне кажется, что у детей более гибкая психика, высокая адаптивность, поэтому они учат язык намного быстрее, чем взрослые. Но все же взрослый человек, еси попадает в благоприятную среду, сможет освоить язык просто и легко. Почему? Да потому что он уже хорошо понимает и знает свой язык, может грамотно выразить на нем свои мысли. И потому на основе родного языка выучит и чужой. Но опять же нужно говорить постоянно с носителями языка, иначе никак. Иначе в своей родной языковой среде все это обучение пойдет насмарку, а продвижение будет минимальным. Тем более взрослые более консервативны и не так открыты миру, как дети.
Для меня обучение английскому языку сначала было необходимостью. Но где-то через три месяца плотных занятий я стал замечать, что лучше понимаю смысл многих заимствованных выражений, у меня существенно улучшилась память. Самым трудным был начальный этап. Взрослому человеку гораздо труднее заставить себя изучать что-то новое. Думаю это обстоятельство и не даёт большинству освоить язык до конца.
Самый главный плюс — это то, что ты изучаешь язык осознанно, а не просто так, ради галочки.
Для изучения языка нужна прикладная мотивация. Вот у меня был какой-то словарный запас, но ноль практики разговорной. Попав за границу, быстро стало вспоминаться забытое. Тут важно не стесняться говорить не правильно, просто надо начать.
Честно говоря, не знаю таких людей, которые бы стеснялись говорить неправильно на любом иностранном языке. Носители слышат и понимают, что вы иностранец. Делают на это скидку, по крайней мере воспитанные люди. Стесняться необходимо, когда ты на своём родном языке не можешь, хотя бы элементарно, грамотно составить предложение и адекватно выразить мысли.
Конечно есть плюсы в плане обучения английского во взрослом возрасте, но хочу сказать, что лично сталкивался с этим. Могу сказать, что в детском возрасте намного лучше и легче все усваивается, чем сейчас. Довольно трудно запоминаются некоторые слова. Но хочу сказать, что никогда не поздно начинать учиться. Так что и эти барьеры можно вполне спокойно пройти.
Плюсов довольно много. Например, тренируется память, а постоянная тренировка мозга позволит жить дольше, и при этом оставаться в здравом рассудке. А еще, это дает больше возможностей по работе, либо же можно просто найти свою вторую половинку во всем мире. Не прекрасно ли это? Я считаю, что учить английский язык будет полезно в любом возрасте. Ведь главное — это желание. Ну и терпение, усилий прийдется прикладывать много, ведь мозг уже не так восприимчив к новой информации, как в молодосте. Но при желании, прилежании и конечно же мотивации, всеи реально. Главное — это закреплять практикой, по возможности!
Разумеется у детей в отношении к взрослым, есть одно неоспоримое и очевидное преимущество. То есть преимуществ у них конечно много. Но самое главное, в детском возрасте в головном мозге нейронов гораздо больше, в сравнении даже с двадцатилетним человеком. Вот как раз в этом и кроется эффективность при обучении языков детьми. Неиспользуемые отмирают.
Самое главное — взрослый человек усидчивый и может себе заставить выучить язык, цель поставить и смело к ней идти, несмотря ни на что.
Да, я тоже так думаю, взрослые более усидчивые, детям сложнее дается рутина, поэтому для них специально разрабатываются игровые методики, хотя усидчивость присуща не всем взрослым, конечно. Мне кажется, главный плюс обучения иностранным языкам во взрослом возрасте — это мотивация, многим это нужно для учебы, работы, карьеры, достижения мечты и т .п.
На самом деле я знаю очень много примеров среди своих знакомых, когда люди в самом разном взрослом возрасте выучили английский. И причём большинство из них владеет им сейчас на очень хорошем уровне. А некоторые даже фактически на уровне носителей. Так что как говорится — никогда не поздно. Главное, это желание. А остальное всё будет. Конечно изучение языка во взрослом возрасте отличается от изучения когда это делает ребёнок. В каждом возрасте есть плюсы и минусы. А результат будет и там и там. Единственный момент на мой взгляд — люди почему-то стесняются во взрослом возрасте изучать. Или не верят в свои силы, или просто боятся как-то не так выглядеть. Надо просто отбросить это всё и делать
Детям легче даются иностранные языки потому что у детей голова ещё не забита родным языком, следовательно, для них все языки равноправны, может я и не прав, но есть у меня такое ощущение. Что касается взрослых, то взрослый человек самостоятельно принимает решение, нужен ли ему иностранный язык или нет. Если взрослому интересно изучать не родной язык, то он обязательно достигнет в этом деле высоких результатов. В принципе, на своем опыте скажу, что мне английский язык даётся достаточно легко, именно потому что мне интересно. Так что, всё верно написано, учить иностранный язык никогда не поздно, лишь бы было желание.
Мне как кажется, что в любом возрасте можно выучить английский язык в совершенстве. Но есть различие от возраста, как у ребенка воспринимается или у взрослого. И ещё зависит от способности человека, как в восприятии информации и перерабатывании. Кому то даётся легко, а кому-то трудно, мне вот сложности в усвоении грамматики и синтаксиса, но и словарного запаса нет проблем. А вот с произношением и времена глаголов даётся очень сложно.
Плюсов почти нет. В детском возрасте обучение дается гораздо проще. Мозг еще не забит ненужной информацией. Плюс вижу только один, легче самоорганизоваться.
Слышал, что гораздо проще осваивать английский язык с малых лет. Ещё лучше, если с ребёнком начинают разговаривать с самого рождения сразу на двух. Это может показаться странным. Потому что по идее, такая информация должна вводить маленького человечка в заблуждение. Один и тот же предмет получает сразу два названия. И первое время он может просто путаться. Однако, по прошествии какого-то времени для него такой вариант становится нормой. И через несколько лет выходит свободно общаться на нескольких языках. Разумеется необходимо, чтобы родители также свободно разговаривали на обоих.
Английский в любом возрасте хорош. Сейчас жалею, что в школе не изучал его. Полмира на нем разговаривает. Считаю, что каждый, кто любит путешествовать, должен знать английский.
Прежде всего в мозгу начинают формироваться новые нейронные связи, а ведь часто взрослые люди говорят, что они и так умные и все знаю, начинают деградировать. А так начнут учиться новому языку и формировать более широкий кругозор о мире. Еще становится больше интереса к жизни в конце концов. а то начинаешь зарываться в своем мирке и не видишь ничего дальше своего носа. Еще взрослый человек более осознанный и понимает, для чего он учит язык, старается, стремится к чему-то, а не просто так время и деньги свои теряет. Лично мне нравится изучать языки, мне так нескучно жить, да и ума прибавляется заметно.
Учить надо когда тебе 5-6 лет, а лучше вообще с рождения, ну это при условии, что в семье кто-то отлично говорит на втором языке. Тогда вообще разницы не будет в 2-3 года и ребенок понимает и ту и другую речь.
Учила английский уже в 32 и мне до сих пор трудно. Слишком много отвлекающих факторов и до сих пор сижу на начальном уровне. Вроде и что-то понимаешь, а говорить толком не можешь.
Конечно есть плюсы изучать английский во взрослом возрасте, но минусы тоже имеются, например, память с годами у меня стала хуже, соответственно на изучение материала нужно не мало времени.
Мотивация не зависит от возраста, если у взрослого человека действительно появится цель для изучения иностранного языка то он его выучит настолько насколько ему это необходимо.
Мотивация и правда не зависит от возраста и во многом определяет результат. Дети учат язык естественно, попадая в среду, неосознанно задействуя свои преимущества. Зато у взрослых есть осознание цели, больше организованности, концентрации. Да и жизненный опыт тоже может быть в помощь. У каждого возраста свои преимущества, которые надо ценить и использовать. С изучением иностранного языка тоже самое. Взрослым можно начать не только с базового уровня, но и с приложения языка на свою профессиональную сферу. Так будет проще, интереснее и с практической точки зрения эффективнее. Взрослым ученикам на самом деле жаловаться не на что. Было бы желание.
Как мне кажется, восприятие и осознание английского языка, как в разговорном, так и в письменном виде, лучше воспринимается. В детском возрасте, идёт больше всего как делать и на заучивание слов. А во взрослом возрасте уже понимаешь, где употреблять те или иные слова, как и что писать.
Естественно, это выгодно — учить английский. Сейчас полмира на нем говорит. И не так важно, сколько тебе лет. Я лично поэтому и начал его в итоге изучать, ну и всем советую, конечно же.
Плюс очень сомнительные для взрослых. Могу рассказать немного свою историю. Когда переезжали, дочка только пошла в первый класс. Вообще ни одного слова не знала по английски. Так вот, в языковой среде, она уже через 3 месяца понимала почти все, что ей говорят, а через 9 месяцев говорила на английском свободно и ее произношение ничем не отличалось от местных.
Я же со своей стороны начал понимать, но говорить нормально пока не могу. Только односложными предложениями. И это я уделяю время нормально, час минимум в день, да еще и среда языковая. У меня дочь переводит мне. Так что учить во взрослом возрасте трудно.
Моя практика преподавания показывает, что взрослые — очень сложная аудитория для обучения иностранному языку. Там или очень серьезная внешняя мотивация должна быть (должность, работа за рубежом, необходимость сдать международный экзамен) или невероятная сила воли — есть такие перфекционисты, остальные, как правило, сами не знают, что хотят, напрягаться не готовы, «соскакивают» при малейшем поводе…
Да, вы абсолютно правы. Если есть желание большое, то выучить иностранный язык можно абсолютно в любом возрасте. И это не должно стать препятствием. Жаль, что некоторые думают, что из-за своего возраста им поздно учить язык. Да не поздно никогда. Проверено уже на моих родителях. Папа с мамой решили заняться английским в прошлом году, когда им уже было по 55 лет. И должна сказать, что успехи у них в английском очень даже хорошие. Если честно, то такого прогресса у них даже я не ожидала. А они поначалу тоже говорили, что поздно им уже и тд. Но я уговорила. А сейчас они уже и сама говорят, что ошибались
Абсолютно вы правы. Плюсы есть в любом возрасте. Да, безусловно детям проще изучать что-то, в том числе и иностранные языки. Они легко всё новое впитывает в себя. Но если есть желание, упорство и время, то выучить на хорошем уровне английский можно в любом возрасте и ограничений каких-то нет и быть не может. Это я даже на примере своих знакомых и окружения своего могу сказать. Перед лицом очень много примеров, когда люди в достаточно солидно возрасте начинали изучать язык и делали это с успехом. Так что надо отбросить все стереотипы. Хочется изучать — изучайте. И не надо смотреть при этом в паспорт на дату рождения
Во взрослом возрасте человек понимает, для чего он изучает иностранный язык. То есть, делает это осознанно и у него есть мотивация.
Чем взрослее, тем меньше человек начинает стесняться чего-то, потому что четко понимает, для чего ему нужен тот или иной навык, и уже не такой непоседа он, чтобы не довести дело до логического конца.
Пытался сам найти плюсы, но не могу. Учить не поздно, но выучить почти на уровне носителя — это нереально. С этим справляется ну 1% из 100. Если переезжает ребенок, то он со 100% вероятностью уже через год будет говорить без акцента. Они до того легко переключается, что удивляешься. Проверено неоднократно уже. А ты через год сам хоть и говоришь, но намного хуже. Ну и акцент никуда не девается.
Память уже не та, концентрации нет, способность к обучению с возрастом очень сильно падает.
А разве в возрасте дело? Английский сегодня полезен в любом случае, ибо это мировой язык, так сказать.
Благодарю вас за информацию
Однозначно есть свои плюсы. Главное, чтобы была мотивация к изучению языка, тогда и эти плюсы можно будет выгодно реализовать. Спасибо. Этой статьей автор может побудить тех, кто сомневается в себе.
Лично я вижу только один плюс это мотивация. Дело в том что когда ты ребенок у тебя ее нет, да и выдержки тоже. Вечно отвлекаеся на что то другое бесполезное, а чтобы что то изучить вне рамок школы, когда все учатся в группе и тем самым ты тоже учися, уже сил мало.
Когда ты взрослый с этим у нас точно нет проблем, а вот мозг уже не тот. Ему сложнее впитывать новую информацию.
Конечно тут есть еще эффект от ассоциаций когда человек уже многое знает и ему это помогает, например второй язык, но проблема в том что не каждый обладает к взрослой жизни таким большим багажом знаний который ему поможет в изучении языков.
Я считаю, что это очень важная тема, поскольку многие взрослые люди сталкиваются с проблемой изучения нового языка и нередко ощущают неуверенность и сомнения.
Нет ничего невозможного в изучении языка взрослыми, преодолеть стереотипы и достичь языковых целей.
Изучение английского взрослыми может принести множество преимуществ, таких как расширение карьерных возможностей, повышение самооценки и обогащение культурного опыта.
Тут достаточно двоякая ситуация. Детям проще учить, но у них нет прошлого опыта и дисциплины, а у взрослых все наоборот.