Если вы изучаете английский язык, то наверняка иногда встречаетесь с различными препятствиями: нет времени, забываются слова, не дается грамматическая тема или учебные материалы скучные. Это очевидные проблемы, которые можно довольно быстро и просто решить: поменять учебник, выделить дополнительное время, больше практиковаться.
Но существуют менее заметные препятствия, которые мешают учить иностранный язык даже в самых отличных условиях. Это психологические проблемы, которые уже не решить простыми способами. Они требуют другого подхода: нужно изменить свое мышление, отношение к учебе, к себе и к своим достижениям.
С точки зрения психологии есть несколько причин возникновения психологических проблем при изучении языков. Во-первых, учить иностранный язык – не то же самое, что учить математику или историю. Язык не сводится к набору грамматических правил и слов. В первую очередь это средство коммуникации. Язык требует социального взаимодействия с другими людьми, часто с носителями совершенно другой культуры и других ценностей.
Во-вторых, любой язык – это многогранная, глубокая и изменчивая область, которой нельзя овладеть до конца и пользоваться без ошибок. Никто, включая носителей языка, не знает всего и не говорит идеально.
Наконец, язык нельзя изучать теоретически, требуется постоянная практика. Интеллект, сила воли и концентрация важны для учебы, но есть и другие факторы. Многое зависит от когнитивных возможностей и способностей человека. А многое – от его психологического состояния, уверенности и расслабленности.
Социальное взаимодействие, невозможность контроля и отсутствие четкой оценки знаний – эти факторы связаны с психологией человека и оказывают влияние на прогресс. Их нельзя изменить, но можно изменить свою реакцию на них.
Существует пять базовых психологических проблем в изучении языка. Первая и самая главная – это отсутствие или нехватка мотивации. Это объемная и глубокая тема, которая требует отдельного разбора – читайте в статье «Как найти или повысить мотивацию к изучению английского». Остальные четыре – это перфекционизм, неуверенность в себе, страх показаться смешным и страх быть непонятым.
Перфекционизм – это желание делать все правильно с первого раза, избегать ошибок и добиваться идеала. Перфекционисты все тщательно планируют, долго готовятся, изучают теорию, чтобы сразу добиться наилучшего результата. Это качество имеет много плюсов и часто помогает в работе или учебе, но в изучении иностранных языков оно чаще мешает.
Изучение языка можно сравнить с овладением такими навыками, как езда на велосипеде, чтение, спортивные игры и многое другое. Теория здесь второстепенна, а практика очень важна. Чтобы добиться успеха, совершать ошибки не только можно, но и нужно – по-другому просто не получится.
Перфекционистам тяжело смириться с этой особенностью. Они не могут начать говорить по-английски правильно и без акцента, а каждая ошибка пугает и расстраивает их. В результате снижается концентрация, падает мотивация, ошибок становится еще больше. Получается замкнутый круг, который делает изучения английского тяжелым и мучительным процессом.
Преодолеть перфекционизм не так просто. В первую очередь важно осознать проблему и понять, что негативное отношение к ошибкам разрушительно. Попробуйте проанализировать другие сферы жизни. Например, всем случается делать ошибки или оговариваться, разговаривая на своем родном языке. Постарайтесь не обращать внимание на свои ошибки в английском языке во время речи: не останавливайтесь, не пытайтесь ее исправить или начать предложение заново, просто продолжайте говорить. Помните, что важнее быть понятым, чем правильно говорить.
Подумайте также о том, что носители английского языка давно привыкли к тому, что их язык учит множество иностранцев. Они лояльно относятся к ошибкам или заметному акценту. Иногда именно это несовершенство вызывает интерес.
Еще одно серьезное препятствие на пути к прогрессу в английском языке – неуверенность в себе. Если человек обладает низкой самооценкой и недоверием к своим способностям, ему будет сложно учиться. А неудачи и трудности только укрепляют неуверенность в себе и усугубляют положение.
Низкая самооценка не связана с реальным положением дел. Она указывает на неадекватное восприятие своих способностей, возможностей, умений и навыков. Она формируется под воздействием негативных мыслей: например «я хуже всех говорю на английском», «я не способен понять ни одно грамматическое правило», «я никогда не смогу научиться говорить без акцента».
Чтобы справиться с неуверенностью в себе, попробуйте отследить подобные мысли. Посмотрите на ситуацию со стороны и откорректируйте их с точки зрения логики: например, невозможно хуже всех говорить по-английски, вы знаете что-то, а это уже хорошо. Не оценивайте себя в сравнении с другими, отслеживайте только собственный прогресс и не забывайте хвалить себя даже за самые маленькие успехи.
Помните, что для английского характера свойственны спокойствие и невозмутимость, которые часто маскируют стеснительность. Постарайтесь воплотить образ англичанина в себе: ведите себя уверенно, несмотря на уничижительные мысли.
Когда мы начинаем учить иностранный язык, то часто делаем смешные ошибки. Кажется, что наша речь звучит как речь маленького ребенка или человека с недостаточным интеллектуальным развитием. Мы боимся, что с нами неинтересно разговаривать, что речь звучит смешно и несерьезно.
Страх показаться смешным может быть связан и с перфекционизмом, и с неуверенностью в себе. Но это может быть и отдельная психологическая проблема, которая встречается у людей, которые верят в свои способности и не отличаются перфекционизмом. Этот страх свойственен серьезным и ответственным людям, которые боятся выглядеть легкомысленно, считают смех признаком неуважения и не умеют смеяться над собой.
Подумайте о том, зачем вам казаться умным и серьезным, когда вы разговариваете на английском. Это сложное и лишнее условие, которая усложняет основную задачу речи – коммуникацию. Попробуйте сосредоточиться на том, чтобы передавать свою мысль, даже если предложения получаются простыми и смешными.
Посмотрите на ситуацию с другой стороны. Вспомните, как вы относитесь к иностранцам, которые пытаются выразить мысль по-русски, делая ошибки и строя смешные фразы. Вы сосредоточенно слушаете, помогаете выразить мысль, гордитесь сложностью родного языка, отмечаете смешные слова и фразы, но не думаете о человеке плохо или без уважения.
Страх быть непонятым встречается реже, чем другие страхи и психологические проблемы, связанные с иностранными языками. Это странно: ведь именно этот страх самый логичный. Язык – средство общения. Если ваш собеседник вас не понимает, то основная функция языка не выполняется, и весь смысл изучения иностранного языка теряется.
Некоторым людям сложно говорить по-английски, потому что они боятся, что их не поймут, поймут неправильно или не до конца. На иностранном языке, особенно на первых этапах обучения, сложно приводить аналогии, показывать примеры, использовать метафоры и сравнения, подбирать наиболее подходящие синонимы, чтобы максимально точно передать свою мысль. Из-за этого создается впечатление, что вас вообще могут не понять.
Подумайте о том, что на самом деле просто выраженную мысль понять легче, чем сложные конструкции. Иностранцы обычно звучат упрощенно и прямолинейно, но это играет им на руку – такая речь отлично воспринимается.
Ничего страшного, если собеседник не поймет все нюансы и подробности, которые вы хотели донести. Главное – передать основную мысль. Если человек что-то понял из вашей речи, это уже победа.
Чтобы говорить понятно, не переводите русские предложения на английский, а формируйте речь с нуля. Отслеживайте разницу между конструкциями на разных языках: например, по-русски мы говорим: «У меня есть», а по-английски построение фразы совсем другое – «I have». Именно такие «мелочи» влияют на понимание гораздо больше, чем редкие слова и сложные конструкции.
Наш менеджер свяжется с Вами!
Нажимая на кнопку "Получите бесплатный пробный урок", я даю согласие на обработку персональных данныхНаш менеджер свяжется с Вами!
Нажимая на кнопку "Получите бесплатный пробный урок", я даю согласие на обработку персональных данныхМЫ ДАРИМ 2 ПЕРВЫХ РЕГУЛЯРНЫХ УРОКА СОВЕРШЕННО БЕСПЛАТНО!
(ДА-ДА, ИМЕННО 2 ПОЛНОЦЕННЫХ 45 МИНУТНЫХ УРОКА, А НЕ ПРОБНЫХ, КАК У ДРУГИХ!)
На самом деле самая большая проблема — это неуверенность в себе. Все остальное не так важно. Ты просто боишься с кем-то поговорить, боишься что скажешь неправильно и эти страхи накладываются друг на друга. В итоге получается, что ты идеально знаешь теорию, знаешь кучу слов, но вот говорить все равно не можешь.
Поэтому надо совершать ошибки, надо разговаривать и только так можно преодолеть этот психологический барьер. Вспомните детей, ведь они точно также учатся родному языку. Они неправильно и смешно говорят, но потом ведь все становится нормально. Так и тут.
Сам как только избавился от этой проблемы, уровень языка поднял в разы.
На мой взгляд, ваш пример относительно детей, не совсем корректен. Я могу допустить, что есть какие-то исключения и допуски, как собственно говоря, в любой статистике. Но подавляющему большинству детей абсолютно всё равно, на сколько правильно они говорят. Потому что себя они понимают прекрасно, а как взаимодействовать с окружающим миром только учатся.
Я вот просто стеснялся говорить, хотя при этом знал нормально и грамматику и все. Боишься ошибиться, боишься быть поднятым на смех. Но я хочу сказать тем, кто прочитает это — не бойтесь. У иностранцев менталитет вообще другой. Они не будут указывать вам на ошибки, они наоборот будут подбадривать вас и говорить, что вы очень хорошо знаете язык.
Потом, уже при близком общении, возможно будут поправлять, но незнакомые люди, точно нет. Там такое не принято. Как вы только это поймете, барьер сразу падает. Только общением можно снять почти все психологические проблемы. Я даже просто специально заговаривал с англоязычными, даже если мне ничего не надо было. Просто привет, как дела и т.п.
Читаю про психологические проблемы, и не очень понимаю, в чём тут вообще может быть проблема. У меня никаких психологических проблем, которые хоть как-то влияли бы на изучение иностранного языка, никогда не было. Разумеется понимаю, что люди все разные. Многие даже на своём языке стесняются разговаривать. По крайней мере их немногословие может отчасти свидетельствовать об этом.) Думаю, что куда проще вообще не обращать внимание на то, как к тебе будут относиться, если произносишь слова или фразы с какими-то речевыми ошибками. Важнее целенаправленно следовать выбранному курсу обучения.
Сочувствую перфекционистам. Им и самим не так уж комфортно находиться в подобном состоянии. Однако другого выбора у них нет. Приходится как-то подстраиваться под окружающие условия. Хотя желание держать всё под контролем требует огромных энергетических затрат. И всё-таки, при определённых обстоятельствах, для изучения языка это качество скорее полезно.
Неуверенность в себе, разумеется может быть очень заметной проблемой, которая мешает человеку сосредоточиться на изучении английского языка. Однако, мне например, было очень сложно сфокусироваться на материале, который я просто недостаточно хорошо понимаю. По крайней мере, в самом начале было действительно непреодолимым препятствием, как мне казалось на тот момент. Из-за этого даже чуть не забросил занятия. Подозреваю, что многие переживают такие же моменты, и именно так заканчивают учёбу. Через некоторое время, чуть-чуть начал разбираться в нюансах. Даже стало интересно.
Статья словно бы обо мне написана. Не скажу, что я испытываю все те фобии, что перечислены, но несколько из них во мне живут и прямо мешают добиваться высоких результатов.
На первое место я бы поставил неуверенность в себе, эта неуверенность абсолютно нерациональна, вроде бы я не хуже других, но неуверенность заставляет меня бежать с этого «поля боя».
Может быть за этим стоит перфекционизм?
Я не могу однозначно ответить на этот вопрос, может быть подсознательно я и испытываю подобное чувство, от него и растет неуверенность в себе.
Моя мотивация тоже не на самом высоком уровне, её спад, видимо, является следствием неуверенности в себе.
В общем, мой главный враг распознан, буду его побеждать.
У меня самый настоящий психологический барьер именно при общении. Учила язык сама, с нуля. Вроде бы и понимаю о чем речь и словарный запас достаточный, чтобы изъясниться, но так сложно себя заставить что-то сказать. Думаю, что здесь только практика или форс-мажор, когда будет не до барьеров))
Я наверное с год сколько язык учила боялась показаться смешной. И это мне здорово помешало заговорить. Когда меня что-то спрашивали, старалась односложно отвечать чтобы не ошибиться. Потом уже мне объяснили, что так делать не надо, и стала пересиливать себя. Но чтобы убрать эту причину мне понадобилось очень много времени. Даже сейчас бывает немного еще стесняюсь. Начинайте разговаривать сразу даже неправильно. Очень советую.
Главная проблема, как по мне, что человек думает, что вообще не может выучить никакой язык, что это невероятно непросто и вообще не стоит и начинать. И сложно его порой в этом переубедить.
На самом деле данная темя довольно растяжима и переменчива. Я имею в виду, что причин может быть сколько угодно, и они могут оказаться самыми разными. К статье хотелось сделать интересное добавление, которое не так поучительно, как интересно. Мой знакомый, тоже изучавший английский язык, не мог нормально его освоить из-за аллергии на бумагу, учебники и прочее. В итоге стал заниматься онлайн, когда это стало возможно. Теперь живет в Манчестере, обожает этот город, работает барменом, воспитывает прекрасных англоязычных детей, и, конечно же, говорит без акцента. Такая вот удивительная история.
Психологические причины вообще много в чем мешают преуспеть. В изучении иностранного зыка тоже. Согласна со всем изложенным. Все это присутствует. Однако наиболее острым, как мне кажется, является страх сделать ошибку, вследствие чего попасть в неловкое положение, встретить насмешку или непонимание. Это очень стопорит. Тем более когда ты перфекционист. На мой взгляд, просто надо с самого начала изучения активно говорить — либо самостоятельно себя заставлять, либо это должен делать преподаватель. Тогда выработается привычка. Не будет даже в мыслях возникать какого-то сомнения. Как думаете?
Вот уж показаться смешным — последний комплекс, который придет мне в голову. Ок, я не совсем правильно говорю по-английски, а как вы говорите по-русски? Никак? Печаль… Ровно поэтому мне никогда не придет в голову смеяться над неправильным русским иностранцев, неважно, из дальнего или ближнего зарубежья. Дяденька из Казахстана плохо говорит по-русски? Так я по-казахски вообще не говорю, так что он явно умнее из нас двоих
Психологическая проблема всегда одна. Мы думаем, что нам не дано овладеть языком. Ну вот нет таланта к языкам. И это заблуждение всю жизнь преследует. Я сам думал точно также. Не смог выучить ничего в школе, потом в институте получал 4-5, но говорить не мог толком, а просто читать, и уже думал все, таланта ноль.
Понадобился язык по работе чтобы ездить в зарубежные командировки. И что вы думаете, нормальный преподаватель и мое желание решили все проблемы. Я осознал, что я понимаю как учить, я приложил усилия и заговорил через полгода, хотя до этого учил язык на протяжении 10 лет в школе и институте. Вот такой парадокс.
Всему свое время. У меня периодически само собой появляется страстное желание к изучению языка. В это время я впитываю в себя массу информации. Затем желание обрывается и так до следующего раза.
Есть только одна причина — неуверенность в себе. Остальные все из нее вытекают. Это и страх быть непонятой, и страх того, что говоришь не слишком хорошо и т.п. А если человек уверен, ему на эти все факторы все равно.
Я вот просто говорила и все. Правильно или нет, меня не волновало. Я учу язык, и уж лучше хоть как-то говорить, чем никак. Ошибок полно у меня было раньше, да и сейчас хватает. Но знакомые понимают, а больше мне ничего не нужно. Стараюсь, когда есть время, исправлять ошибки, заниматься, но на это нужно много времени. Но говорить начала однозначно лучше.
Так что просто говорите, все остальное приложится.
Я учу английский, и мне очень нравится сам процесс. Я всегда относилась к изучению языка, как к чему-то невероятному, как к вычерпыванию океана ложкой. Это сложно, но очень интересно. Я не учила английский в школе. Я начала учить английский в 49 лет с уровня Beginner))) Но мне это очень понравилось! Вместе с изучением языка я получила новые общие знания, у меня появились очень интересные знакомые. Сейчас я учу язык уже 4-ый год. Я занимаюсь онлайн в группе из 6 человек 2 раза в неделю. И я всегда с нетерпением жду каждого урока. Изучение языка стало для меня просто образом жизни. Сейчас я на уровне C1, и это здорово!)
Самая главная психологическая проблема называется неуверенность в своих силах. Все от неуверенности. Думаю, что многое зависит от преподавателя или даже школьного учителя. Какой совет автор статьи дал бы человеку, который столкнулся много лет назад с жесткой критикой от учителя и до сих пор держит это в памяти и использует как барьер?
Вот это точно про меня. Раньше всегда откладывал по разным причинам, но в итоге когда попал в среду где говорят только на английском все эти «ограничения» сразу пропали. Начал разговаривать так как выхода не было.
Сперва на ломаном, но в течении пару месяцев уже мог более менее объяснить что мне нужно.
Так что друзья, не ставьте себе преград, а просто учите язык)
Вот перфекционизм это точно про меня. Я понимаю что мир не идеален и всегда будешь допускать ошибки, но трудно с ним справится.
В итоге чтобы от него избавиться я ходил к психологу на тренинги. Реально помогло. За пару тренировок я смог избавится это данного изъяна который мешает не только в изучении языка, но и в целом.
Когда человек хочет все сделать как надо и с первого раза, то это только вредит. Лучше уж говорить на ломаном английском с первого дня чем сидеь изучать годами грамматику и правильное произношение. Практика и еще раз практика с минимум теории… вот идеальное сочения для изучения языков.
А я думаю что тут все проще. Да это все правильно, но основа одна. Когда человеку надо он выучит английский за пару месяцев, например если ты живешь среди англоязычных граждан. Я к тому что когда нет стимула, то люди вряд ли будут что то изучать и потому нужно или заставлять себя или стимулировать изучение в игровой форме или жить в той стране где все говорят на английском.
Мне кажется это больше проблемы для интровертов. Те кто экстраверт у них их куда меньше, особенно боязнь показать себя.
Отличная статья, прямо в точку! Сам долго мучился с перфекционизмом при изучении английского. Боялся сказать что-то неправильно, постоянно себя одергивал. В итоге прогресс шел очень медленно. Потом осознал, что ошибки — это нормально, главное практика. Начал больше общаться с носителями, даже если коряво выходило. И знаете, дело пошло намного быстрее! Теперь получаю удовольствие от процесса, а не зацикливаюсь на идеальности.