Изучение иностранных языков не всегда дается легко. Вы обращали внимание, что иногда информация легко воспринимается и запоминается, а иногда невозможно в ней разобраться? Не кажется ли вам, что одни виды деятельности во время занятий английским даются легко, а другие невыносимы? Может, вы замечали, что учащиеся в одной и той же группе по-разному реагируют на объяснения учителя?
Дело не в разных интеллектуальных способностях или возможностях преподавателя. Дело в том, что разные люди имеют различные стили обучения. Точнее, все мы можем учиться разными стилями, но чаще всего один вариант преобладает. Если это учитывать, обучение становится более эффективным. Эта статья о том, какие существуют стили восприятия информации и как это использовать в изучении английского языка.
Стили обучения как иностранным языкам, так и любым другим дисциплинам, зависят от способа восприятия информации. Обычно выделяют три основных канала восприятия у людей: визуальный, аудиальный и кинестетический. Первый основан на получении информации от зрения, второй – от слуха, а третий – от тактильных ощущений, движений и непосредственного опыта. Соответственно, можно говорить о существовании визуального, аудиального и кинестетического стилей обучения.
Каждый человек использует все три канала восприятия как в жизни, так и в учебе. Но обычно один способ восприятия преобладает над другими. Это связано с генетическими особенностями и предыдущим опытом.
По статистике, большинство людей – визуалы. Визуальный тип восприятия преобладает примерно у 65% людей. Это значит, что они лучше всего воспринимают и понимают информацию с помощью зрения. Им нравятся наглядные материалы: картинки, видео, графика, таблицы. Они лучше запоминают текст, если его прочитают, чем если прослушают. Аудиалы, изучающие английский язык, быстро учатся грамотно писать, хорошо понимают грамматику в таблицах, легко запоминают слова, которые сопровождаются иллюстрациями. Но аудирование дается им тяжело, особенно если под рукой нет текстовой записи или других наглядных материалов.
На втором месте находятся аудиалы. Их примерно 35%. Их преобладающий канал восприятия – слуховой. Они хорошо воспринимают информацию ушами: когда слушают речь, музыку, звуки. Им легче дается аудирование, чем чтение. В обучении английскому языку они быстро учатся правильно произносить звуки, копировать интонацию, говорить без акцента. Они легко понимают иностранную речь на слух, но читать не любят. У аудиалов есть сложности с теоретической грамматикой.
Кинестетиков очень мало среди людей. Только 5% людей используют тактильные ощущения и движения в качестве основного канала восприятия. Таким людям сложнее всего дается изучение английского языка, так как большинство курсов и заданий ориентированы на визуалов и аудиалов. Кинестетики хорошо воспринимают информацию через непосредственный опыт: вместо того, чтобы читать или слушать, они хотят реально проходить через ситуации общения или хотя бы учиться с помощью игр. Такие люди любят практику.
Существуют и другие классификации стилей обучения по методам восприятия. Например, новозеландский преподаватель Нил Флеминг разработал модель из четырех стилей, которую назвал VARK. Помимо визуального, аудиального и кинестетического типов Флеминг выделил еще один канал восприятия – чтение и письмо. В его понимании визуальный стиль обучения предполагает использование графиков, таблиц, карт и диаграмм, а чтение и письмо относятся к другому типу. Кроме того, кинестетики, согласно Флемингу, хорошо воспринимают информацию, которая так или иначе напоминает реальную жизнь: то есть фильмы, фото, демонстрации.
Определить преобладающий способ восприятия можно самостоятельно. Просто подумайте, как вы лучше всего понимаете информацию, как расслабляйтесь, что вас больше всего отвлекает. Например, визуалы отдыхают во время просмотров фильмов, а аудиалы больше любят слушать музыку. Визуалам сложно сосредоточиться, когда вокруг беспорядок, кинестетики отвлекаются на движения людей, а аудиалы не терпят посторонних звуков. Кинестетики двигаются, когда думают, визуалы что-то рисуют или черкают, а аудиалы проговаривают мысли про себя или вслух. Если вы не можете однозначно выбрать главный способ восприятия, возможно, у вас сочетаются два, три или четыре (по Флемингу).
Зная свои особенности восприятия, можно определить необходимый именно для вас стиль обучения. Учебники, курсы и программы стандартизированы и не учитывают индивидуальные качества. Но вы сами или ваш преподаватель можете гибко менять методы обучения, чтобы добиться больших результатов.
Если вы визуал по стилю обучения, попробуйте в своих занятиях использовать следующие советы:
Если вы выяснили, что вам удобнее учиться с помощью слухового канала восприятия, старайтесь учитывать это при обучении английскому языку и придерживаться таких рекомендаций:
Если у вас лучше всего развит кинестетический канал восприятия, или он работает у вас лучше, чем у многих других, используйте его в своем обучении английскому языку:
Наш менеджер свяжется с Вами!
Нажимая на кнопку "Получите бесплатный пробный урок", я даю согласие на обработку персональных данныхНаш менеджер свяжется с Вами!
Нажимая на кнопку "Получите бесплатный пробный урок", я даю согласие на обработку персональных данныхМЫ ДАРИМ 2 ПЕРВЫХ РЕГУЛЯРНЫХ УРОКА СОВЕРШЕННО БЕСПЛАТНО!
(ДА-ДА, ИМЕННО 2 ПОЛНОЦЕННЫХ 45 МИНУТНЫХ УРОКА, А НЕ ПРОБНЫХ, КАК У ДРУГИХ!)
Я лично смешиваю все стили. Начинал с книг, которые уже читал на русском языке и так смог набрать отличный словарный запас. Когда постоянно сидишь и переводишь и читаешь по 3-4 страницы, очень устаешь, но новые слова, словосочетания — запоминаешь и дальше, дней через 5-6 уже видишь повторы, и новые слова почти не попадаются. Да, ты все равно сидишь со словарем, но уже можешь понимать о чем речь.
Также обязательно прослушивание классических радиостанций, там нормальный язык без сленгов. Слушаю различные подкасты, пытаюсь понять, так здорово погружаешься в язык. Ну и без фильмов тоже естественно никуда.
А самый лучший буст в изучении — это личное общение с носителем. Можно с нуля прокачать язык до более-менее приемлемого уровня за 3-4 месяца.
Учил по фильмам и сериалам. Сначала включал субтитры, изучал, и постепенно где-то через месяц-два научился улавливать речь и заучил много выражений. Потом субтитры выключил, когда хотя бы 20-30% стал понимать и дальше уже со словарем непонятные слова изучал. Где-то через полгода смог смотреть на английском и почти все понимать.
И говорить стал тоже намного лучше, главное практиковаться.
Вроде бы я визуал, через использование зрения мне всё даётся проще, в том числе и изучение английского языка. Люблю смотреть фильмы без перевода, любое визуальное действо даёт лучшее понимание того о чем говорят герои, так проще разобраться в сюжете и запомнить диалоги. Ещё веду дневники, записываю новые слова, запоминаю связанные с ними образы, так мне их проще запомнить.
Обычные занятия тоже заточены под визуалов, потому что их подавляющее большинство. Я же лучше воспринимаю информацию на слух, потому больше слушаю, чем читаю. На занятиях приходится много писать, что вызывает у меня затруднения. Хотелось бы узнать, какие есть эффективные приёмы для аудиалов, чтобы подтянуть свои способности в чтении и письме, ведь без этих умений владение языком выглядит неполноценным.
Я учил на слух. Визуальную составляющую практически не использовал. Ну разве только когда писал или искал что-то. А так, просто выбираешь нужное слово, предложение и воспроизводишь его как говорит носитель.
Сначала слушал раз 10-20, потом пытался говорить. Как по моему мнению получалось неплохо, просил носителя языка (есть знакомый) оценить, правильно я говорю или нет. В большинстве случаев, оказывалось что нет, и он указывал на ошибки. Довольно быстро понял принцип, понял почему буквы так или иначе произносятся и где-то за 3-4 месяца подтянул произношение хорошо.
Я говорю не идеально, но спутать меня с кем-то англоязычным, но и с другой страны, можно.
Мой сын и не визуал, и не аудиал, и не кинестетик. Ему вообще не дается английский язык. Как вот так? По остальным предметам-то он нормально учится.
По сути это удел педагога какой стиль ему преподавать. Перед этим он учитывает какой стиль лучше всего воспринимает его ученик. В школе все стандартно, но когда у тебя индивидуальный ученик, то тут можно выбрать стиль преподавания под него чтобы максимально увеличить эффективность усваивания новой информации.
Многие из нас имеют смешаный тип, но все же превалирует именно визуалисты так что лучше строить обучение на визуальной составляющей и образах.
Можно также использовать разные психологичесиские методы чтобы улучшить обучение, например метод ассоциаций и подобные.
Я всегда его использую.
Я — точно визуал, практиковать язык мне помогают книги, фильмы, передачи и т. п., сочетаешь полезное с приятным, так сказать. Сейчас вообще все проще, можно смотреть на Ютубе не только фильмы, но также различные ролики на интересующие темы. Мне, например, нравится смотреть англоязычных блогеров, интересно и одновременно расширяешь свой словарный запас, оттачиваешь произношение и т. д. Так что всем, кто изучает английский язык, причем не только визуалам, советую освоить Ютуб, там просто куча ценного материала и советов для желающих улучшить свои языковые навыки. Очень рекомендую 🙂
Отличная статья, спасибо! Я как раз недавно задумался, почему мне так тяжело дается аудирование. Оказывается, я типичный визуал — люблю все записывать и рисовать схемы. Теперь буду больше смотреть фильмы с субтитрами, чтобы прокачать слух. И еще попробую метод с выделением цветными маркерами в учебнике, звучит эффективно. Интересно, можно ли как-то развить другие каналы восприятия?
У меня преобладают типичные для визуала особенности восприятия информации и соответственно изучения языка. Я люблю все записывать, подсеркивать или выделять табличкой. Так было всегда, сейчас ничего не изменилось. Однако и на слух тоже хорошо воспринимается и откладывается лексика, например, когда слушаю музыку, радио. Из статьи вынесла для себя рекомендации для кинестетиков — почему бы их тоже не использовать…Спасибо.