В обучении иностранным языкам важную роль играет психология. С одной стороны, психологические проблемы мешают учиться. С другой, некоторые приемы психологии могут помочь в овладении языком. Для этого нужно использовать научные законы и принципы, открытые учёными-психологами. У этих законов часто пугающие названия, но на самом деле в них нет ничего сложного.
Этот закон гласит, что человек лучше всего запоминает первый и последний блок из полученной информации. Так происходит благодаря эффектам ретроактивного и проактивного торможения. Первый эффект означает, что с каждым новым блоком информации снижается способность запоминать предыдущие. Дело в том, что нейронные связи не успевают сформироваться, когда мозг уже получает новую порцию. Второй эффект – противоположный: каждый предыдущий блок информации снижает способность запоминать следующий.
Другими словами, чем больше единиц информации подряд мы запоминаем, тем хуже они откладываются в памяти. Лучше всего запоминаются первый и последний блоки. По этой причине в книгах и фильмах мы лучше всего помним начало и конец. И этот же принцип используют официанты в ресторанах, когда перечисляют блюда и ставят в начало и конец те, которые нужно продать в первую очередь.
Планируя занятия английским языком, помните об этом законе. Например, учите самые важные правила или списки слов с самого утра или на ночь. Делайте перерывы после работы над одним блоком информации. После занятий английским языком не переходите сразу к другой сложной умственной деятельности, которая может затормозить запоминание предыдущего материала.
Если довести использование предыдущего закона до идеала, то придется учить по одному слову или одному грамматическому правилу за раз, но это глупо и нерационально. Не стоит впадать в перфекционизм. Ученые уже выяснили, что оптимальное число блоков информации, с которым может справиться наша память без особого труда – это семь. Это примерная цифра – ориентируйтесь на семь плюс/минус два. Так работает кратковременная память у большинства людей.
По этому принципу учите не больше 9 слов за раз. Работая с длинными текстами, читайте за один раз около семи абзацев, после чего делайте перерыв. Старайтесь делить всю информацию по английскому языку на блоки и работайте одновременно не больше, чем с семью-девятью кусками.
Наша психика устроена таким образом, что первая информация по какой-либо теме кажется нам более правильной и важной, чем вся последующая. Она быстро запоминается и надолго укрепляется в памяти как истина или сформировавшееся мнение. Даже если мы позже получили более точные сведения и отдаем себе отчет в том, что первая информация оказалась недостоверной, подсознательно все равно стремимся верить и искать подтверждения тому, первому неправильному факту.
Этот эффект используют СМИ, чтобы манипулировать мнениями. В любом обучении важно помнить о принципе первоочередности. То, что вы выучите первым, будет сложно забыть. Переучиться гораздо тяжелее, чем научиться. Возможно, вы вспомните примеры из своей жизни. Например, школьный учитель английского научил неправильно произносить какое-то базовое слово, которое застряло у вас в памяти в искаженном варианте. И вы уже знаете, как его правильно говорить, но бессознательно возвращаетесь к старой ошибке.
Поэтому очень важно внимательно выбирать источники информации, когда учите английский язык. Учебники должны быть новыми и качественными, учителя – квалифицированными и добросовестными, а ваше отношение к учебе – ответственным. Не ленитесь посмотреть в словаре правильное произношение слова, чтобы в памяти случайно не отложился вариант, который вы выбрали наугад.
Эффект Зейгарник гласит, что у человека в памяти лучше откладываются незавершенные дела, чем завершенные. Этот феномен открыла советский психолог Блюма Зейгарник. Согласно ее экспериментам, у людей со здоровой психикой прерванные действия запоминаются на 90% лучше законченных.
Эффект Зейгарник можно постоянно наблюдать в жизни. Мы быстро забываем материал после того, как сдали экзамен. А несделанные дела часто не дают нам покоя. Фильмы и книги с открытым финалом нам запоминаются лучше, чем с хэппи-эндом. В дороге мы часто не можем вспомнить, какие населенные пункты недавно проехали, зато обычно знаем, какой город будет следующим.
Чтобы использовать эффект Зейгарник в английском языке, никогда не завершайте изучение какой-либо темы. Забудьте о понятии «пройденный материал». Пусть любая тема будет для вас открытой: всегда найдется информация, которую вы не знаете. Например, не беритесь досконально изучить Present Perfect, чтобы наконец закрыть сложную тему. Исследуйте ее постепенно, с разных сторон, на протяжении всего обучения. Всегда возвращайтесь к пройденным темам. Напоминайте себе, что вы еще не все знаете в любом вопросе по английскому языку.
Согласно эффекту Ресторфф, человек обращает больше внимания и лучше запоминает объект, который выделяется на фоне остальных. Например, мы можем надолго запомнить прохожего в яркой и нестандартной одежде, а об остальных встреченных в этот день людях даже не вспомним. Нам легко припомнить самое яркое событие прошлого года, но восстановить обыденные действия будет непросто. Этот эффект также известен как эффект изоляции.
Этот психологический трюк очень полезен в обучении. Изолируйте и выделяйте информацию, которую хотите запомнить. Это можно делать множеством разных способов. Например, визуально: подчеркивайте в тексте незнакомые слова, выделяйте их цветным маркером или обводите в кружок. Или используйте звуковой способ: читая текст вслух, произносите сложные и незнакомые слова особенно громко, с сильной интонацией или нараспев. Разбавляйте однообразные блоки информации: в список на тему «природа» вставьте пару непохожих слов. Чтобы навсегда запомнить слово или конструкцию, которое никак не дается, вставьте его в список на другую тему.
Метод ассоциаций вы наверняка уже применяете в обучении английскому, даже если не знаете о его существовании. Здесь все просто: информация запоминается лучше, если ее ассоциировать с чем-то знакомым. Этот метод также известен как мнемоника или мнемотехника.
Использовать мнемонику можно по-разному. Кому-то нравится подбирать визуальные ассоциации: например, чтобы запомнить идиому it rains cats and dogs, можно представить себе картину – как кошки и собаки падают с неба вместе с проливным дождем. Кто-то подбирает к английским словам фонетические ассоциации на русском: например, запомнить слово look можно с помощью предложения «не могу смотреть, как режут лук». Наконец, можно задействовать воображение: изучая новое слово, представлять в уме, какой этот предмет на ощупь, что с ним можно делать, как его используют.
Еще один полезный способ использовать ассоциации называется метод римской комнаты. Если вам нужно выучить список слов, несколько фраз или текст, походите по своей комнате и расположите каждую единицу информации на какое-либо место – на книгу, лампу, шкаф или картину. Закройте глаза и представьте, где лежат все эти слова и фразы. Пройдитесь по комнате и попытайтесь вспомнить каждое, обращая внимание на предметы, где вы расположили эти слова.
Седьмой и последний в нашем списке психологический эффект основан на том, что память лучше работает во время физической активности. Движения улучшают кровообращение в теле и активизируют работу мозга, и информация запоминается быстрее и качественнее. Некоторые люди используют этот эффект неосознанно. Например, они ходят по комнате, когда учат что-то новое.
Попробуйте заняться физической активностью во время занятий английским языком. Ходите, бегайте и прыгайте, пытаясь разобраться в грамматических правилах или запомнить новую конструкцию.
Наш менеджер свяжется с Вами!
Нажимая на кнопку "Получите бесплатный пробный урок", я даю согласие на обработку персональных данныхНаш менеджер свяжется с Вами!
Нажимая на кнопку "Получите бесплатный пробный урок", я даю согласие на обработку персональных данныхМЫ ДАРИМ 2 ПЕРВЫХ РЕГУЛЯРНЫХ УРОКА СОВЕРШЕННО БЕСПЛАТНО!
(ДА-ДА, ИМЕННО 2 ПОЛНОЦЕННЫХ 45 МИНУТНЫХ УРОКА, А НЕ ПРОБНЫХ, КАК У ДРУГИХ!)
Некоторые приемы использовал сам. Вот то что лучше тему не заканчивать и оставлять незакрытой — это правда. Лучше постоянно что-то шлифовать, читать и тогда точно будешь развиваться. Стоит только тему закрыть, ты перестаешь к ней возвращаться и постепенно все забывается. Я тоже стараюсь делать так, чтобы галочка «пройдено» не стояла.
Про метод ассоциаций тоже в точку. Меня этому первая учительница еще научила. Есть замечательное слово wadrobe, которое можно перевести как шкаф. И ассоциация ему была, ведро, стоящее на шкафу. Вы не поверите, но прошло уже лет 20 минимум, а я это помню как-будто это было вчера.
Про эффект механических действий верно сказано. Например известный факт, что Маяковский сочинял свои стихи именно во время пеших прогулок. Поэтому у них такой ритмичный слог.
Я тоже за собой замечал некоторые вещи, что есть в психологии, к примеру, первая информация у меня лучше застревает в памяти. Пытался учить по 50 слов за раз, но практически все вылетали из головы на следующий день. Попробую теперь учить не более девяти слов, посмотрю, что из этого выйдет.
Действительно эффективный метод, по крайней мере лично для меня — метод ассоциации. Возможно и другие не менее продуктивно работают. Однако, как-то не приходилось с большинством из них сталкиваться, поэтому не могу сказать про них с определённой уверенностью. Вот с ассоциациями всё в понятно. Особенно, если слова из английского и русского языка немного напоминают друг друга. К сожалению, такое встречается не очень часто. Но зато можно мысленно привязать к каким-нибудь существующим в реальности предметам. Разумеется, этот эффект можно использовать не только для изучения языков.
Что существует «Принцип семи единиц информации за раз», узнала только прочитав этот текст. Хотя, как оказалось я его использовала практически всю свою сознательную жизнь. Чаще всего именно так у меня и получалось запоминать какую-либо важную, или не очень, для меня информацию. Правда, как говорится, методом научного тыка, выяснилось, что объём запоминания варьируется от ситуации и может различаться в зависимости от настроения. Если возвращаться к изучению иностранного языка, то тут у меня кратковременная память видимо поменьше. Так как запоминала обычно около четырёх слов в день.
Самый главный прием для меня — учить утром. Ты встаешь, делаешь пробежку, принимаешь душ, завтракаешь и потом уделяешь время учебе. 40-50 минут достаточно чтобы запомнить очень многое. С утра мозг работает отлично и энергии много. Пробовала учить вечером, намного труднее.
Хорошая идея совместить спорт с запоминанием материала. Я люблю бегать, теперь буду бегать и прослушивать лекции по английскому.
Опыт изучения иностранных языков у меня немаленький. Однако хочу сказать спасибо. Данная статья открыла для меня кое-что новое с точки зрения техник. Взяла на заметку принцип семи единиц. Иногда зря возлагаю больше, чем мозг способен усвоить в единицу времени. Что касается эффекта механических действий, то я и сама имею привычку ходить, когда что-то читаю вслух и заучиваю. Однако не думала, что можно совместить изучение с реальными физическими упражнениями или бегом. Недавно устроила такую пробежку: я приятно удивлена результатом. Спасибо.
У меня трюк простой. Учить нужно утром, когда мозг еще отдыхает и не забит ненужной информацией. Отключаю все что меня отвлекает, и занимаюсь языком хотя бы 40 минут. Это позволяет отлично запоминать.
Еще помогает метод ассоциаций. Это может быть картинка, может быть созвучное слово с русским языком, и вы точно никогда этого не забудете. Проверено на себе.
На самом деле, запоминаешь больше всего начало и конец. Это больше даже ощущается не по фильмам, а по статьям. Начинаю статью читать с интересом, потом замечаю, что она чересчур длинна. А ну ее! И лезу в конец.
Не только изучении языков, но и вообще по жизни в достижении тех или иных успехов большое значение играет психология. Возьму на заметку принцип 7 единиц. Когда у меня появляется больше свободного времени, я стараюсь его по полной использовать и перегружаю себя новой информацией, новой лексикой в том объеме, который заведомо сложно уложить. Спасибо. Теперь я точно так делать не буду.
Достаточно интересная подборка. Даже не знал о кое каких принципах. Сейчас добавил в свое расписание, а точнее в методики метод Зейгарник. Реально помог мне кое где в изучении.
В основном использую повторы и метод ассоциаций, а точнее разные вариации.
Вот детям хорошо. У них все на интуитивном уровне свхатывается. Им главное создать игровую форму и тогда они любой язык за пару месяцев освоят)
У взрослых все по другому и нам приходится придумывать разные методы чтобы хоть как то улучшить процесс обучения. Конечно лучше всего жить в среде носителей вот тогда даже у взрослых будет хороший результат, но не каждый может так сделать.
Не вполне поняла, как могу применить Эффект Зейгарник при изучении английского языка. при том что суть я поняла и согласна с достоверностью этого явления. Я же не могу недоучивать какие-то грамматические темы…А с лексикой как быть…То, что надо периодически возвращаться к уже изученному, это да. За материал спасибо. Почерпнула для себя несколько полезных советов.
Интересная статья, многие приемы действительно работают. Сам пользуюсь методом ассоциаций — помогает запоминать новые слова. А вот эффект Зейгарник для меня открытие. Теперь буду намеренно оставлять темы «незакрытыми», чтобы лучше усваивать материал. Еще понравилась идея с движением во время учебы — попробую ходить по комнате, когда учу грамматику.
Это интересно. Обо многом и не задумывалась, но сейчас понимаю, что эти правила работают, сужу по себе. Вообще текущее время мое обучение английского часто хаотично. Тут уж не до правила семи и всего остального. Однако я и раньше, и сейчас всегда выделяю важную информацию цветным маркером или обвожу в рамку — это способствует запоминанию, информация лучше откладывается визуально и по сути, а когда она нужна, то быстро всплывает из памяти. Еще я практикую кратковременные практики с английским, пока делаю паузу в работе — это может быть по 5-10 минут несколько раз в течение дня — и это имеет эффект.