Мифология – это ранняя форма коллективного сознания, представляющая целостную картину мира на основе народных сказаний, мифов, эпоса. В Европе одновременно развивались четыре ядра мифологии: средиземноморское на основе греческих и римских мифов, скандинавское на севере, славянское на востоке и отдельно британское.
Английская мифология занимает особое положение среди европейских мифологических представлений о мире. Основная причина – островное положение Британии. Остров всегда воспринимался как иной, потусторонний мир, где все необычное и волшебное. Для народов Европы Британия была чудесным местом, манящим к себе переселенцев.
В результате английская мифология вобрала в себя самые разные традиции и представления: мифы кельтов, германцев, англов, саксов, норманнов, шотландцев, ирландцев, валлийцев. Получился узнаваемый, но уникальный мифологический образ, в котором гармонично взаимодействуют между собой скандинавские герои, христианские святые и кельтские боги.
Но несмотря на слияние разных мифов, английскую мифологию сложно назвать целостной, она до сих пор остается разрозненной, разбитой на национальные группы. Английский фольклорист Уильям Томс еще в середине 19 века хотел воссоздать мифологию Британии, объединив мифы воедино по примеру «Немецкой мифологии» Гримма. Но осуществить это на практике оказалось сложно. Исследователям английской мифологии редко удается соединить в единую картину все представления, и они уделяют внимание одной части мифологии – кельтской, валлийской, ирландской.
До прихода кельтов на Британские острова местное население относилось к так называемой Уэссекской культуре. От них остались гробницы и мегалитические сооружения, в том числе знаменитый Стоунхендж. Мегалиты служили местами исцеления, святилищами, входами в потусторонний мир. Но мы почти ничего не знаем о мифологии Уэссекской культуры – от нее осталось слишком мало свидетельств.
Около 600 года до нашей эры на Британских островах появились кельты, принесшие с собой друидизм. Местная мифология смешалась с кельтскими представлениями об устройстве мира. Кельты жили племенами и делились на касты, среди которых высшей считалась жреческая каста друидов. Друиды хранили и передавали из поколения в поколение мифологию кельтов.
Кельты верили, что душа бессмертна и переходит из одного тела в другое. В их мифологии существовали могущественные бессмертные боги. Их пантеон был чрезвычайно богат, но полностью восстановить его пока не удалось. Дошедшие до нас данные неточны и отрывочны.
Кельты верили в бога грома Тараниса, жертвы которому сжигали на костре, в бога войны Езуса, для которого жертв вешали на дереве, в бога племенного коллектива Тевтата, которому нужно было приносить жертвы, утопив их в воде. Существовали также рогатый бог плодородия Кернунн, богиня плодородия Эпона, бог ремесла Суцелл, Луг, Бригантия, Огмиос. У каждого племени были собственные боги: аллоборги верили в Аллоброкса, воконтии – в богиню Воконтию, арамики – в бога Арамо. Ирландские племена почитали Великую богиню-мать Дану, валлийские верили в Гвидиона, богиню Дон, Дилана и Манавидан.
Кельты почитали божественных животных, особенно быков. Был у них и культ лошади. В мифологии кельтов также существовали сверхъестественные существа – лепреконы, феи, спригганы, огры, дух Бугул-Ноз и другие. Многие из них известны по сей день.
В 55 году до нашей эры на Британские острова вторглись римляне. Они принесли с собой римскую веру – сначала веру в Юпитера и других богов, потом иранский культ Митры, а затем христианство. Новая религия тяжело распространялась по Британии: ни кельтское население, ни сами римляне не хотели забывать богов своих предков. Но к 200 году нашей эры на островах уже существовало около 20 христианских общин, появились церкви и базилики.
Христианство в Британии претерпело влияние местной мифологии и отличалось от римской религии. Часто священниками становились друиды и их дети, которые привнесли многие элементы из своей веры. Это было несложно, так как постулаты друидов и христианства во многом совпадали. В друидической религии тоже были представления о распятом боге и о аналоге Троицы – «трех богах сидов». Британские христианские монахи брили голову, как друиды, и отмечали Пасху по-своему.
В 5 веке нашей эры в Британию вторглись англосаксонские племена: англы, саксы, юты. Они принесли своих богов и свою мифологию – германскую или, точнее, германско-скандинавскую. У них тоже был обширный пантеон богов во главе с богом мудрости Одином, покровителем воинских дружин, от которого, по легенде, восходит королевский род германцев. Также в Британии появилось верование в бога грома Тора, богиню плодородия Нертус и бога войны Тюра.
Завоевание новых земель повлияло на появление у англосаксов героического эпоса, в котором герои побеждают чудовищ и устанавливают новый порядок на завоеванной территории. Один из примеров – знаменитая поэма «Беовульф», в которой воин из племени гаутов сражается с чудовищем Гренделем, матерью Гренделя и драконом. В этой поэме смешиваются христианские и языческие традиции.
В отличие от кельтских традиций, англосаксонские оставили мало влияния в английской мифологии. Англы и саксы довольно быстро забыли своих богов и приняли христианство, когда в Британию приехал Блаженный Августин.
Британская легенда о короле Артуре – значительная часть английской мифологии, которую можно даже назвать отдельной мифологией – Артурианой. Она зародилась еще во времена сопротивления кельтов англосаксами, но оформилась в Средние века, на рубеже между 12 и 13 столетием. Именно в это время в сюжете легенды появляются главные персонажи – король Артур с супругой, чародей Мерлин, рыцари Круглого стола, Тристан и Изольда, Ланселот и Гвиневра.
Легенда о короле Артуре – художественный народный вымысел об идеальном короле и идеальной стране, но в ее основе есть реальные факты. В Средние века Артур считался исторической личностью, жившей несколько столетий назад, еще во времена владычества Римской империи в Британии. Историки тех времен выдумывали биографию короля на основе существовавших преданий, наделяя его множеством выдуманных черт по традиции средневековой литературы.
Король Артур, согласно легенде, был вождем бриттов в 5-6 веке, успешно сопротивлявшийся нашествию англов и саксов. Он собрал при своем дворе Круглый стол – группу преданных рыцарей. Подвиги рыцарей и короля Артура описаны в многочисленных легендах, в которых чаще всего рассказывается о спасении дам и поисках Святого Грааля – чаши Иисуса Христа.
Несмотря на то, что король Артур боролся с англосаксами, в Средние века он стал национальным героем для англичан. Эта легенда была особенно популярной у британской аристократии. Английские писатели разных времен постоянно обращались к сюжету и персонажам Артурианы. Легенду о короле Артуре использовали Марк Твен, Брэдли, Теннисон, Мэри Стюарт.
Еще одной важной частью английской мифологии стала легенда о Робин Гуде – предводителе лесных разбойников. Он жил в Шервудском лесу и занимался грабежами. У Робина был отряд из ста лучников, вместе они нападали на богатых людей, грабили их, никого не убивая. При этом бедных и слабых никогда не трогали, а защищали. Робин Гуд враждовал с шерифом Ноттингема, и тот не раз пытался его поймать, но победить разбойника не удавалось.
Робин Гуд был рожден в лесу у мужчины и женщины из разных сословий, которые нарушили общественные запреты. В результате Робин стал принадлежать двум мирам – и человеческому, и лесному миру духов.
Первое упоминание о Робин Гуде на письме появилось в 1304 году, хотя легенда к тому времени уже давно ходила в народе. Историки не могут точно утверждать, был ли у благородного разбойника прототип, или это полностью выдуманная мифологическая фигура. Возможно, Робином Гудом был рыцарь 13 века Роберт де Ким.
Легенда о Робин Гуде прочно вошла в английскую мифологию в 15-16 веках. Благородный разбойник, живший по преданиям не так давно, был гораздо ближе народу, чем возвышенный идеальный образ короля Артура. Легенда также покорила всю Европу и Америку.
Английская мифология основана на вере в сверхъестественных существ – фейри или fairy. Их часто называют «феями» на русском языке, но это не совсем точный перевод. В широком смысле фейри – это любые мифологические существа. Они очень разнообразны по внешнему виду и характеру. Есть злые и добрые, красивые и уродливые, озерные и горные, одинокие и живущие группами, бродячие и домашние. Их происхождение неизвестно: одни говорят, что это души умерших, другие – что это падшие ангелы или бесы.
К бродячим фейри относятся эльфы, гоблины, брауни, лепрехуны или лепреконы, фир дарриг, накилеви, пуки и многие другие. У людей живут боуги, жирни, иногда и брауни. У каждого вида есть какая-нибудь странность во внешности или уродство. Так их можно отличить от людей. Например, элле – красивые женщины, но сзади видно, что у них полые затылки. У других фейри нет носа, а третьих козлиные копыта. Почти у всех заостренные уши, раскосые глаза, перепончатые лапы и хвост. Фейри часто носят зеленую одежду.
Фейри могли и помогать, и мешать людям, но сами редко вмешивались в человеческие дела – если не вставать на их пути. Мстят они тем, что насылают болезни – обычно паралич, который называют «эльфийским ударом». Фейри любят воевать друг с другом, а иногда и с людьми. Добрые фейри – хорошие мастера, которые могут научить ремеслу людей. Они любят музыку и танцы и даже занимаются спортом.
Наш менеджер свяжется с Вами!
Нажимая на кнопку "Получите бесплатный пробный урок", я даю согласие на обработку персональных данныхНаш менеджер свяжется с Вами!
Нажимая на кнопку "Получите бесплатный пробный урок", я даю согласие на обработку персональных данныхМЫ ДАРИМ 2 ПЕРВЫХ РЕГУЛЯРНЫХ УРОКА СОВЕРШЕННО БЕСПЛАТНО!
(ДА-ДА, ИМЕННО 2 ПОЛНОЦЕННЫХ 45 МИНУТНЫХ УРОКА, А НЕ ПРОБНЫХ, КАК У ДРУГИХ!)
Я как-то писал реферат по английской мифологии и там порой такие смешные существа были, что хотелось смеяться. Чего только стоит гигантский бобер Аванк, который утаскивал и людей и их домашнюю скотину. А так стандартно были феи, гоблины, горные эльфы, гремлины и многие другие.
Все что случалось непонятного, стремились наделить сверхъестественным явлением, так в принципе мифы и появлялись. Особенно это касалось водной тематики. Была «Дженни Зеленые Зубы», которая непослушных детей хватала и утаскивала под воду. Ну это из разряда нашего: «придет серенький волчок и укусит за бочок». Будете удивлены, но всем известный Доби — это тоже английская мифология, а не просто придуманный персонаж.
Я думаю все слышали о короле Артуре, Мерлине и рыцарях Круглого стола. Пожалуй, это самая известная в мире британская легенда. Более поздние мифы и легенды часто были заимствованы у скандивавов и римлян, сказалось долгое владычество норманнов и Рима на этих территориях. Взять хотя бы названия английских дней недели, которые произошли от имен северных Богов.
Спасибо за столь познавательную статью, узнал много новых фактов об английской мифологии. Вообще же, если вдуматься, то английская мифология и сейчас имеет огромное влияние на мировую культуру. Помню, как мы в детстве играли в Робина Гуда, делали луки со стрелами, а всё потому что мимо этого героя не прошёл и отечественный кинематограф.
Не знала, что христианство распространилось на Британских островах с приходом римлян. А вот легенду о короле Артуре слышали наверняка практически все. Очень интересная статья, почерпнула много нового.
Как-то особенно не приходилось сталкиваться с британской мифологией. И тем более — изучать ее целенаправленно. Так что статья для меня в новинку процентов на 90, не меньше. Ну конечно же, про благородного разбойника Робин Гуда я слышал и даже смотрел несколько фильмов о нем, в различных вариантах. Немного слышал про кельтов и короля Артура. Остальное — вообще открытие. Так что узнал сегодня много интересного!
Самое интересное, что у каждого монстра в Англии, есть аналоги таких же монстров у нас. В русских домах живут домовые, а у них это боггарты, но у них они очень злые. Это же касается разных водных духов и т.п.
Если на болотах горят огни, значит это Джек-Фонарщик. Еще очень много слухов ходило про огромную черную кошку, которая разрывала реально много домашнего скота. Ее многие видели, хотя в тех краях ничего хищного не водится. Была даже специальная комиссия, которая все исследовала в конце 90-х, но они ничего не нашли, хотя животных домашних до сих пор кто-то убивал. Мистика? Кто знает еще каких монстров?
Очень интересно было прочитать полную историю появления легенды о Робине Гуде. Раньше считала, что у этого популярного персонажа был реальный прототип. Но, когда истории настолько старые, трудно что-то сказать наверняка.
Не думала, что их такое разнообразие. До статьи могла смела назвать только лепреконов, ну и фей наверное. Не думала также, что эльфы — это оказывается порождение английской мифологии. Ну и традиционно, раньше всегда все мистическое, связывали с животными. Как говорится, у страха глаза велики. Кому-то что-то почудилось, и появлялись большие кошки, быки и т.п.
Самая красивая легенда — о короле Артуре и рыцарях круглого стола. Военная демократия, где король — просто лучший из лучших.
Мне кажется, что образы Робин Гуда и короля Артура все-таки не особо относятся к чисто мифологии, это именно фольклор, литературное творчество, мистики и магии тут никакой нет. К тому же эти образы все-таки и черты каких-то реальных людей впитали, опять же. А вот кельтская колдовская мифология и впрямь может быть очень интересна, но она, пожалуй, среди Великобритании одна такая, остальное все больше по фольклору, а не по мистике и магических историях. Ну а в целом я все-таки не согласна, что мифология Великобритании так уж интересна-если сравнивать с остальными мировыми, то довольно-таки бедная она.
С научной точки зрения вербализаторы мифов или мифологемы классифицируются как мифоатропонимы, мифодемонарии, мифотопонимы и т.д. Мифоантропонимы имена персонажей мифов и легенд.
В то, что душа бессмертна и после смерти человека переходит из одного тела в другое, многие верят и в наше время и даже утверждают. Ладно хоть теперь никого не приносят в жертву богам. Хотя, кто их знает, может где-то и приносят, втихаря. Но в те времена вообще дичали. Себя бы принесли, так нет, надо кого-то другого сжечь, утопить или повесить. А богов-то сколько напридумывали! Религий! Вот темнота-то! Готовы были поклоняться каждому камню и всякому предмету. Про идеального короля понятно почему люди придумали, просто хотелось верить в лучшую жизнь. Их можно понять, потому что такая жизнь, как у них была, это не жизнь. У всех поколений.
Сколько же их много-то! Всяких мифических существ. У нас в разы меньше. Англичане прям-таки мастаки на выдумки. Детей, наверное, ими пугали. И самим попугаться тоже не мешало — с ними жизнь веселей и интересней. Тогда же не было телевизоров, и скрашивать жизнь им было некому. Вот и изощрялись как могли. А в наше время им, наверное, это кажется уже глупостью.
Интересно было узнать об английской мифологии, оказывается, она вобрала в себя столько разных традиций и представлений. Особенно впечатлили легенды о короле Артуре и Робин Гуде — они стали настоящими национальными героями для англичан. А вот многообразие мифологических существ фейри просто поражает воображение. Получается, английская мифология — это целый удивительный мир, хоть и не такой целостный, как в других странах.